Нетрадиционная техника в изодеятельности в старшей группе детского сада
Автор: Курашова Анастасия Константиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.10.2018
Статья просмотрена: 2024 раза
Библиографическое описание:
Курашова, А. К. Нетрадиционная техника в изодеятельности в старшей группе детского сада / А. К. Курашова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14568/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изодеятельность в общем виде дает детям дошкольного возраста возможность получить положительный настрой, почувствовать себя творческим человеком. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, воспроизведя его. В их рисунках ребенка отражается его личное отношение к окружающему его миру. Разнообразие методов, приемов и форм работы по изодеятельности развивает общие художественные способности ребенка-дошкольника.
Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования, кляксография, разбрызгивание, монотипия, граттаж, водяная печать, рисование восковыми мелками, рисование на мокрой бумаге, рисование точками, отпечатки листьями, раздувание красок.
Это правда! Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский
Рассмотрим сущность нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование — это такой вид искусства, который не основывается на классических традициях, а отличается своей неизбитостью и оригинальностью. В этой связи обратимся к мнению С. Погодиной, которая пишет: «Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа» [2, с. 51].
Нетрадиционная изодеятельность в детском саду учит дошкольников выражать задуманное ими без всяких ограничений и запретов. Необычность нетрадиционной техники рисования состоит в том, что она дает возможность детям быстро достичь желаемой цели. Что же побуждает ребенка к активному творчеству? Прежде всего, конечно же, придуманный в его сознании образ. Все, казалось бы, просто — увидел и изобразил. Однако, это не так, все непросто для ребенка, так как творческий процесс требует много знаний, умений и впечатлений.
В этом и поможет юному художнику нетрадиционная техника рисования, которая творит чудеса. Рисунки, выполненные одним или несколькими способами, получаются просто сказочными. Каждый ребенок обладает огромной фантазией, которую необходимо постоянно дополнять новыми впечатлениями.
Кроме того, «различные приемы техники нетрадиционного рисования способствуют развитию мелкой моторики», считает Н. В. Киселева [1, c. 38]. Старшие дошкольники осваивают рисование пальчиками, ладошками, воском, поролоном и акварелью. Дети с большим увлечением рисуют способом кляксографии, отпечатков, штамповки, точечного изображения и разбрызгивания.
Согласимся с мнением К. К. Утробиной, которая четко формулирует основные задачи, решать которые и направлена нетрадиционная техника рисования:
– «формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– формирование эстетического вкуса, творчества, фантазии;
– развитие мышления, любознательности, наблюдательности, воображение;
– совершенствование технических умений и навыков рисования;
– воспитание художественного вкуса и чувства гармонии» [3, с. 8].
Весь спектр методов и приемов нетрадиционного рисования дошкольники должны осваивать с усложнением от младшего дошкольного возраста к старшему. Это связано с физиологическими и психологическими особенностями каждой возрастной категории (уровни развития мышления, фантазии, общей и мелкой моторики и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники (приводим рекомендации С. Погодиной [2, с. 53]):
– тычок жесткой полусухой кистью;
– печать поролоном;
– печать пробками;
– восковые мелки + акварель;
– свеча + акварель;
– отпечатки листьев;
– рисунки из ладошки;
– рисование ватными палочками;
– с помощью ватных дисков;
– кляксография с трубочкой;
– рисование песком;
– рисование мыльными пузырями;
– рисование мятой бумагой;
– кляксография с трубочкой;
– монотипия пейзажная;
– печать по трафарету;
– монотипия предметная;
– пластилинография.
Рассмотрим виды нетрадиционной изодеятельности, которые применяются на занятиях по рисованию в старшей группе МОУ «Тавровская СОШ Белгородского района Белгородской области». Основанием выбора приемов и методов было решено провести выявление уровней сформированности навыков изодеятельности (методика Г. Г. Григорьевой).
За детьми ежедневно проводились наблюдения за их деятельностью.Критерии, которые способствовали отнесению к определенному уровню являются:
– правильность выполнения задания;
– степень самостоятельности;
– наличие проявлений творчества в соответствии возрасту.
Исходя из результатов, было установлено, что развитие навыков изодеятельности детей старшей группы, в целом, соответствует возрасту и норме. Однако, было отмечено, что дети группы несколько затрудняются в самостоятельности при выборе выразительно-Таким образом, в результате рисунки получались бедными по образному содержанию, графическому выполнению, подборе цветовой гаммы. Вследствие этого были подобраны следующие способы и приемы нетрадиционной техники рисования:
- «Кляксография» (с использованием нити). Для рисунка в этой технике кисточка детям не нужна. Данная нетрадиционная техника рисования тем и интересна, что здесь не существует строго обозначенных эталонов и образцов.
Для работы используются нитки, краски (предпочтительнее акварель) и белая бумага. Нить окрашивается в выбранный ребенком цвет и раскладывается на бумаге в хаотичном порядке. При этом, надо следить, чтобы кончик нити оставался за полем. Другим листом бумаги накрываем композицию сверху, а нить вытягиваем. Получаются причудливые пятна и линии. Карандашом они дорисовываются ребенком до получения желаемого изображения.
- «Разбрызгивание» (или набрызг). Для этого способа рисования нам понадобится жесткая кисточка, белая бумага и гуашь. Для получения изображения кисточку обмакиваем в гуашь и разбрызгиваем (набрызгиваем) по всему листу. Получаются капельки разнообразной формы и размера. Теперь можно и доработать задуманный рисунок с помощью карандаша.
- «Монотипия». Это и не живопись, и не графика. Такая техника используется, если нужно получить «зеркальное» изображение. Потребуется гладкий целлофан, мягкая кисточка (ватная палочка), гуашь, белая плотная бумага. Сначала рисунок изображаем на целлофане с помощью мягкой кисточки или ватной палочки. Краску не должна растекаться. Пока краска не высохла на бумагу переворачиваем целлофан рисунком вниз. При этом не обязательно сильно придавливать целлофан, достаточно слегка промакнуть его ладошкой. Затем осторожно поднимаем целлофан. Вот мы и получили два одинаковых изображения — на бумаге и на целлофане.
- «Водяная печать». Для работы нам понадобится небольшая ванночка с водой или другая удобная емкость. На поверхность воды наливается краска сразу нескольких цветов. Сверху на нее кладем лист белой бумаги. Полученный рисунок завершается штриховкой при помощи кисточек разного размера.
- «Рисунок точками». Для этого используются цветные карандаши или фломастеры (ватные палочки), белая бумага, краски. На бумагу карандашами или фломастерами наносятся точки в свободном порядке по форме желаемого образа. Еще лучше изображения получаются красками. Используем ватные палочки, которые окунаем в краски и наносим точки также в свободном порядке.
- «Рисунки поролоном». Предпочтительнее использовать данную технику при составлении различных орнаментов. Дома родители с детьми изготовили самодельные «кисточки», нарезав поролон в виде различных геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат и т. д.). Такая кисточка крепится к карандашу. Каждую фигурку обмакиваем в краску и штампуем на бумаге в заранее продуманном порядке, составляя орнамент.
- «Отпечатки листьями». Актуально для поздней осени, когда листочки меняют цвет (желтый, красный, коричневый и т. д.) и опадают. Во время прогулок можно собрать опавшие листья, выбирая разные по форме. Сначала листочек покрываем краской с одной стороны и прикладываем ею к белой бумаге. Для каждого нового цвета выбираем свежий листок. Таким образом можно составить красивые осенние букеты и композиции. Недостающие детали можно прорисовать тонкой кисточкой.
- «Раздувание краски». Помимо белой бумаги нам потребуется трубочка для напитков. На белую бумагу капаем краску и трубочкой «раздуваем» ее в соответствии с желаемым образом. Такое изображение получается очень ярким и выразительным. Данная техника используется при изображении объемных рисунков кустарников, крон деревьев, облаков и др.
- «Рисование пальчиками или ладошками». Старшие дошкольники с удовольствием рисуют в этой технике. Ведь помимо получаемого изображения дети получают еще и массу удовольствия и эмоций, так как можно смело окунать пальчики в краски и рисовать без использования кисточки. Каждый пальчик — отдельная кисточка, так как окунаем в разные цвета каждый пальчик. Также можно нанести краску на ладонь и приложить ее к бумаге. Получаются красочные и веселые композиции (цветы с разноцветными лепестками, солнышко с лучиками и т. д.). Далее дети самостоятельно придают рисунку желаемые формы с помощью кисточек.
Конечно, здесь представлены далеко не все способы и методы нетрадиционного рисования. Широко используются: граттаж, акватипия, рисование свечой или восковыми мелками, оттиск картофелем и многие другие.
Однако, даже используя вышеперечисленные техники, очевидна их значимость. Помимо формирования художественного и эстетического вкуса, получения положительных эмоций, достаточно эффективно развивается и моторика детей, как общая, так и мелкая. В процессе работы в любой из техник дети выполняют различные движения руками: прижимают, промакивают, надавливают и т. д. Кроме того, рисование пальчиками, точечные рисунки и другие движения способствуют развитию координации движений пальцами.
Литература:
- Киселева, Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду / Н. В. Киселева // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 1 (50). — С. 38–40.
- Погодина, С. Художественные техники — классические и неклассические / С. Погодина // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 10. — С. 51–54.
- Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет / К. К. Утробина. — М.: «Издательство Гном и Д», 2007. — 64 с.
Ключевые слова
нетрадиционная техника рисования, кляксография, разбрызгивание, монотипия, граттаж, водяная печать, рисование восковыми мелками, рисование на мокрой бумаге, рисование точками, отпечатки листьями, раздувание красокПохожие статьи
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Открытое тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Арине»
Введение в образовательную деятельность тематического развлечения помогает ребенку ярче почувствовать многообразие окружающего мира и оценить свое место в нем. Участие дошкольника в развлечении предполагает формирование таких качеств личности, как вн...
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Детское экспериментирование в период развития ребенка
Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...
Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного язы...
Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...
Похожие статьи
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Открытое тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Арине»
Введение в образовательную деятельность тематического развлечения помогает ребенку ярче почувствовать многообразие окружающего мира и оценить свое место в нем. Участие дошкольника в развлечении предполагает формирование таких качеств личности, как вн...
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Детское экспериментирование в период развития ребенка
Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...
Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного язы...
Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...