Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 2569 раз

Библиографическое описание:

Иманмурзаева, А. У. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников / А. У. Иманмурзаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13766/ (дата обращения: 23.11.2024).



Система образования может выступать важным средством социокультурного и духовного возрождения. Процесс выработки содержания национально-регионального компонента образования, служащего основанием для решения задач по созданию системы национального образования как в российском образовании в целом, так и в отдельных республиках в рамках разграничения компетенций субъектов Российской Федерации, уже прошел путь определения его составляющих и практической апробации.

В воспитании детей роль традиционных народных промыслов и, в целом, народного искусства, без преувеличения можно сказать, велика.

Традиционные ремесла, к которым приобщаются младшие школьники, повествуя о нравах и обычаях наших предков, не позволяют народу забыть собственную историю. Через подобное приобщение детей к традиционному искусству, реализуется актуальная задача патриотического воспитания.

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры. При этом ребенок познает такие понятия как размер, форма, цвет, овладевает специфическими художественными навыками. Приобщаясь к народному искусству, человек учится распознавать красоту в окружающих явлениях и предметах, получает запас прекрасного в душе.

Народное искусство — это воплощение представления народа о добре и красоте, богатстве родной земли. Яркая палитра красок, контрастный рисунок, наличие видов растительного, геометрического и животного орнаментов являются отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества.

Народные мастера, традиционно связанные с природой, добывая дары леса и обрабатывая землю, будучи достаточно наблюдательными за растениями, животными и неживой природой, воплощали увиденное в своих изделиях.

В современных условиях система образования должна пополняться специалистами, имеющими опыт по внедрению потенциала декоративно-прикладного искусства в образовательные процессы.

Однако результаты анализа учебных программ дисциплин, которые состоят в региональном компоненте художественно-педагогического образования, свидетельствуют о том, что комплексный подход в изучении декоративно-прикладного искусства на этапах художественно-педагогического образования до сих пор пока не выработан. Помимо того, что не определен педагогический потенциал данного подхода, не всегда учитываются возрастные особенности учащихся, не изучается влияние декоративно-прикладного искусства на развитие личности педагога во все периоды жизни.

Исходя из вышесказанного и в связи с поставленной проблемой в исследовании, мы считаем необходимым выявить сущность педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности, присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов:

1) подражание — индивид стремится к воспроизведению в действиях, копированию внешних проявлений творческой активности других людей, которые профессионально занимаются декоративно-прикладным искусством;

2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние, переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного искусства;

3) комбинирование — перебирая элементы одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, индивид составляет из них различные комбинации в соответствии с пожеланием окружающих;

4) импровизация — выражение индивидуального видения при знакомстве с достижением народного декоративно-прикладного искусства в рамках его традиций.

В научной литературе встречается немало функций, которые всесторонне характеризуют особенности современной культуры, в том числе и народное декоративно-прикладное искусство. Перечислим их: инкультурация; оценочная; производство новых знаний, ценностей, норм, значений и ориентации; инструментальная; преемственность; целеполагающая; познавательная; сигнификативная (знаковая); накопление, хранение и распространение (трансляции) знаний, ценностей, норм и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержку его преемственности; коммуникативная; социализация; рекреативная и др.

«В преподавании изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, — отмечает И. М. Раджабов, — следует рассматривать как часть общей материальной и духовной художественной культуры» [135. — С. 100].

Понимание данного аспекта может позволить определить главную цель педагогического процесса формирования эстетического отношения младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства, с учетом исторического опыта народа.

В своем развитии человек, по отношению к культуре, выступает в различных видах: в виде «продукта» культуры, основы для самоидентификации общества в целом и каждой личности; как производитель, потребитель и транслятор культуры. При рассматривании взаимосвязи личности и декоративно-прикладного искусства на протяжении жизненного отрезка, выявляется определенная закономерность: детство и юность характерны «впитыванием», восприятием культуры; молодость и средний возраст — работой по формированию, «производству» культурных артефактов и культуры; пожилой возраст и старость — обобщением и передачей культурных традиций следующему поколению. Происходит смена превалирующих функций декоративно-прикладного искусства в отношении развития индивида на протяжении всей жизни на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапах непрерывного образования.

На допрофессиональном этапе развития индивида среди ведущих функций можно отметить нормативную, духовно-нравственную, познавательную (обучающую), ценностную, художественно-эстетическую, развивающую.

На профессиональном этапе — преобразующую, коммуникативную, информационную, гуманистическую, ценностную, творческую, семиотическую.

На профессиональном этапе — компенсаторную, коммуникативную и творческую.

В дальнейшем данные функции предоставляют возможность в определении критериев, характеризующих виды реализации педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства на трех уровнях непрерывного художественно-педагогического образования.

Таким образом, педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства является многогранным понятием, выступающим совокупностью признаков, которые направлены на личность и преобразующие ее на формальном (системная связь «Я — этнос») и реальном («Я — творец», «Я — профессионал», «Я — развивающаяся личность») уровнях, которые дают ей возможность в существовании, творческом взаимодействии, преобразовании изменяющегося мультикультурного пространства.

С данными подходами в определении педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства можно сделать некоторые выводы:

‒ педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства является сложным понятием, осмысление которого следует осуществлять с позиции педагогики, культурологи и процессов, происходящих в обществе;

‒ определить такое понятия можно исключительно в связи с существующими в единстве их отрицательных и положительных сторон;

‒ вырабатывание понятия сопровождается поиском условий его осуществления в образовательной системе.

«В учебно-воспитательном процессе в школе, — пишет И. М. Раджабов, — где декоративно-прикладное творчество реально существует и плодотворно развивается, педагог должен понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, являясь одной из важнейших условий организации оптимальной среды обитания, активно способствует формированию эстетического отношения младших школьников» [135. — С. 36].

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учителю следует добиваться того, чтобы учащиеся правильно понимали принцип коллективного, традиционного создания образов, декоративных мотивов народного творчества, основных его принципов (вариация, повтор, импровизации), примеры практической художественно-эстетической деятельности, изобразительных сюжетов.

Литература:

  1. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. — М.: Прометей, 1998. –100с.
  2. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. //Автореф. дис. докт. пед. наук.– М.; 1998. — 36с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, народное творчество, профессиональный этап, художественно-педагогическое образование, эстетическое отношение.

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников