Эстетическое воспитание студентов посредством народного искусства
Автор: Муминова Нилуфар Абдурахмоновна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.06.2016
Статья просмотрена: 443 раза
Библиографическое описание:
Муминова, Н. А. Эстетическое воспитание студентов посредством народного искусства / Н. А. Муминова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1044/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вопросы образования, воспитания имеют зачастую решающее значение в жизни каждого из нас, так как основная цель воспитания– это всестороннее и гармоническое формирование и развитие подрастающего поколения. Не зря, видный узбекский просветитель Абдулла Авлони в начале прошлого столетия с тревогой в душе отмечал: «Воспитание для нас это вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды» [1, с.62]
В системе образования в настоящее время происходит перенос акцента на интересы обучаемого. Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков их применения в процессе жизнедеятельности. Передовой опыт практической деятельности многих учебных заведений в целом подтверждает стремление педагогических коллективов к активному поиску более эффективных форм, подходов и технологий в работе с обучаемыми, а также их эстетического воспитания.
Современная педагогическая наука рассматривает эстетическое воспитание как сложную философскую и общественно-педагогическую систему, являющееся составной частью общей духовной культуры человека. Установлено, что эстетическое отношение человека к действительности, включая природную и предметную среду, искусству, так же как и литература имеет свои объективные закономерности, которые доступны осмыслению, изучению и использованию в эстетическом, нравственном и в конечном счете духовном развитии и воспитании личности. Эстетические закономерности находят проявление в жизни природы и общества, эстетическом сознании и деятельности.
Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться только лишь познавательной деятельностью. Хорошо, когда человек знает, что такое справедливость, доброжелательность, честность и т. п.Однако одних знаний недостаточно. Нужно, чтобы нравственные знания вызывали определенные переживания человека, нравственные чувства,а также стремление поступать и действовать в соответствии с накопленными и усвоенными нравственными понятиями и представлениями.
Искусство, особенно народное, с заложенными в ней огромным эстетическим потенциалом и возможностями как наиболее «концентрированная и развитая» форма эстетического сознания занимает особое место как в общей проблематике эстетики как науки, так и в «профессиограмме», разработанной педагогической наукой. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил, что «… широкое пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должна стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной нашей молодежи» [2, с.144].
Необходимым компонентом педагогических условий развития творческого потенциала студентов средствами народного искусства являются мотивационно-целевые условия. Мотивационно-целевые условия должны быть направлены на достижение дидактических, воспитательных и творческих целей. Дидактические цели, в свою очередь должны быть направлены на приобретение студентами — будущими учителями изобразительного искусства комплекса знаний, умений и навыков в сфере народного декоративно-прикладного искусства, особенно его исконных, традиционных видов. К примеру, при изучении традиционной вышивки Узбекистана студент должен знать её основные локальные центры Республики, генезис Бухарского центра художественного текстиля, вышивки школ Нураты, Шахрисябза, Самаркандского центра художественной вышивки, Сурхандарьи, Карши, Ташкентских, Ферганских центров, знать исторические этапы, динамику развития этого вида художественного ремесла, уметь выделить общие черты и локальные особенности этих школ.
В процессе изучения студенты осваивают технику и приёмы работы, композиции сюзане и других изделий, конструктивные построение узоров и орнаментов, колорита, постигая их прелесть и красоту.
Достижение дидактических целей, таким образом, направлено на формировании у обучаемых эстетической образованности, что и обеспечивает в будущем направленность педагога на эстетическое воспитание школьников, студентов колледжей и лицеев. И самое главное — реализуются такие творческие цели, как развитие у обучаемых способностей к художественному восприятию, формирует творческое мышление, способствует осмыслению значимости эстетического воспитания средствами народного искусства.
Очень важно при создании мотивационно-целевых условий освоения богатейшего художественных наследия наших предков, обеспечение содержательных условий — разработка программ, факультативов, спецкурсов, спецпрактикумов в соответствие с блоком «Предметы по выбору» типового учебного плана. Такой спецкурс по глубокому изучению народного искусства родного края в объеме 54 часов разработан на факультете педагогики Бухарского государственного университета. Спецпрактикум в значительной степени обеспечен научно-методическим материалом, видео и фото материалами, творческими работами, учебно-методическими комплексами. Здесь задача — непрерывное пополнение содержания обучения с использованием современных информационных и педагогических технологии.
Кроме традиционных форм и методов обучения студентов исконным видам художественных ремесел — лекциях, беседах, практической работе в учебно-мастерских, в программе спецпрактикума предусмотрены экскурсии в музей народного декоративно-прикладного искусства, посещения творческих мастерских известных художников-ремесленников, их приглашения на встречи и выставки творческих работ. А.Бакушинский считает, что «очень большое воспитательное значение имеет… эстетическое восприятие природы, конечно главным образом в виде художественных экскурсий. Это восприятие должно представлять с собой своеобразную форму художественного творчества…» [3, с. 126].
Конечной целью организация педагогических условий должно быть формирование у студентов осознанного, устойчивого интереса к национальному народно-прикладному искусству, воспитание на этой базе эстетического вкуса и эстетической восприимчивости.
Таким образом, эффективность развития творческого потенциала студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства на прямую зависит от оптимальности организации педагогических условий, что в свою очередь влияет на уровень эстетической подготовки и эстетической образованности будущего специалиста. Б.Неменский пишет: «Искусство как культура отношений ко всем явлением жизни — это группа задач фактически вбирает в себя содержание искусства, выраженное через него нравственно-эстетические, эмоционально-ценностные критерии общества» [4, с.82]. «Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства», — подчеркивает другой автор И. П. Подласый [5, с.170].
Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства — это процесс целенаправленного формирования интереса и способностей личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного, выработки системы представлений об истории художественной культуры узбекского народа, формирование потребностей проявить себя в прикладном искусстве, вносит элементы прекрасного в школьную жизнь.
Таким образом, традиционная народная художественная культура в процессе целенаправленного изучения, восприятия, занятия в рамках спецкурсов несёт в себе ряд эстетических воспитательных функций. Роль народного декоративно-прикладного искусства как действенного фактора эстетического воспитания и эстетической образованности будущих учителей- наставников приобретает в современных условиях исключительно важное значение, является настоятельной необходимостью жизни и способствует формированию высоких нравственно-эстетических качеств личности.
Литература:
- Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч (на узб.яз.), Т.- «Маънавият», 2008.С.62.
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии процесса. –Т.: Узбекистан, 1997. — 317с.
- Бакушинский А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. — Москва, С.Художник, 1981. -350 с.
- Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. — Москва:, просвещение, 1987. -255 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. — М.: Гуманти.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.2: Процесс воспитания. — 256 с.: ил.