В формировании личности школьника важная роль отводится художественно-эстетическому воспитанию средствами искусства, изобразительного в том числе. С этой точки зрения национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство Узбекистана имеет богатейшую историю, использование фактов которой в процессе формирования личности учащихся в значительной мере обогащает содержательный и духовно-нравственный аспекты учебно-воспитательного комплекса.
На территории Узбекистана в результате археологических раскопок найдены уникальные художественные ценности. Еще в 20-х годах XX в. исследователями культурного наследия народов Средней Азии (М. Е. Массон, В. Л. Вяткин, В. А. Шишкин, С. П. Тостов) были открыты такие «художественные центры древности», как Айритом, городище Афрасиаб, Варахша. В середине XX в. узбекскими учеными-археологами, искусствоведами (Я. Гулямов, А. Н. Мухамеджанов, Г. А. Пугаченкова, Р. Сулейманов, А. Аскаров, Э. В. Ртвеладзе и др.) были вписаны новые страницы в историю художественной культуры Узбекистана, в том числе в историю национального изобразительного искусства. Использование этих исторических материалов в учебно-воспитательном процессе формирует в личности школьников такие важные духовные качества, как гордость за историю искусства родного края, бережное отношение к художественным ценностям, стремление к самостоятельному созданию изобразительно-творческих произведений.
Важность эстетического воспитания школьников заключается в том, что в процессе обогащения внутреннего мира личности средствами изобразительного искусства формируется более разностороннее отношение к окружающей среде, искусству, которое отображается в изобразительно-творческой деятельности. В этом процессе формируются эстетические взгляды личности, вкусы, идеалы, отношения, запросы художественно-эстетического содержания. Школьники осваивают нравственные, трудовые, интеллектуальные, физические и другие качества, т. е. через искусство, через изобразительно-творческую деятельность происходит становление школьников как личности, ибо человек по натуре своей — художник.
Художник — это творец, а художественное отношение к окружающей действительности и к своей профессиональной деятельности — высшее, творческое отношение человека. Значит, воспитание школьников в духе творческого настроя к своей деятельности, к учебе — важное условие формирования личности. Поэтому одна из ведущих задач школы XXI в. — научить детей понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности, в природе, в общественных и трудовых отношениях людей, в их поведении и различных сторонах быта.
Изобразительное искусство при общении учащихся с творческой деятельностью, связанной с этим видом искусства, имеет особое значение. Главное здесь — правильно организовать художественную деятельность школьников. Как отмечает русский ученый Б. П. Юсов, «...эстетическое воспитание приводит — уже в силу одной только многогранности своей мотивации — к оптимизации всего поведения человека. Оно обогащает его контакты с действительностью, направляет всю его деятельность в духе поисков истины» (1). Такого рода обогащение становится наиболее плодотворным и личностно значимым при условии опоры на национальное изобразительное искусство. Говоря о месте и значении национального изобразительного искусства в формировании личности школьника, необходимо обратить внимание на исторические корни этого вида искусства, что является объективным и эффективным доказательством осознания значения искусства в становлении личности. Именно поэтому в содержании преподавания изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах Республики Узбекистан предусмотрено изучение национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Опираясь на результаты экспериментальных наблюдений за процессом становления личности, художественно-творческой деятельности учащихся, а также на исследования ученых-педагогов и психологов (C. JI. Рубинштейн, B. C. Кузин, Б. П. Юсов), можно констатировать, что этап, когда завершается преподавание изобразительного искусства в школе как учебного предмета (в школах Узбекистана изобразительное искусство как учебный предмет изучается в 1–7 классах по 1 час в неделю), можно характеризовать как аналитический. В этом подростковом возрасте «завершается созревание психофизиологической базы занятий изобразительным искусством. Многие важные функциональные показатели деятельности... отражают вполне взрослые параметры» (2).
К сожалению, именно на этом этапе прекращается преподавание изобразительного искусства в школе. Поэтому, на наш взгляд, именно на данном этапе становления личности школьника необходимо заложить основу правильной ориентации художественно-творческой деятельности учащихся для дальнейших этапов. Другими словами, нужно «... вплотную подвести школьников к пониманию специфических задач искусства в жизни, вооружить их необходимыми навыками и знаниями для самостоятельного разрешения художественных задач, возникающих не только в силу художественных интересов или занятий искусством, но и в процессе общественной жизни школьников, их участия в общественно полезной деятельности, в занятиях дома, при изучении других школьных предметов» (2).
Важная функция искусства не ограничивается формированием у личности эстетических качеств. Спектр его влияния значительно шире. Искусство, изобразительное искусство в том числе — это, прежде всего, средство познания мира, окружающей среды, ибо именно знания делают человека способным познать и сознать окружающий мир. Главной функцией сознания является получение знаний о закономерностях всего того, что окружает человека в повседневной жизни. Средств получения человеком истинных знаний много, основным же из них, несомненно, — это наука. «Ведь наука отражает мир в научных понятиях. Научное познание идет к получению истинного знания прямо, непосредственно, обогащая, делая содержательнее сам процесс движения к истине» (3). Тем самым этот процесс становится более понятным.
Но и искусство как метод познания мира также имеет ряд преимуществ. «Искусство стремится через показ многосторонности, многокрасочности отдельного явления выяснить его существенные связи с другими явлениями и процессами, иными словами, через единичное идет понимание общего» (3).
Изучая изобразительное искусство, учащиеся не только познают окружающий мир, но и начинают понимать взаимосвязь и взаимодействие науки и искусства. Такие связи имеют исторические корни. Еще в древности (Аристотель) и в средние века (Фораби), в эпоху возрождения (Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер) и более поздние периоды развития (Исаак Ньютон) проводились уникальные эксперименты, раскрывающие взаимосвязь науки и искусства: физика и изобразительное искусство (наука о цветах, о свете и тени), анатомия и изобразительное искусство (строение мышц, костей), наука о перспективе и изобразительное средство (линейная и воздушная перспектива), химия и изобразительное искусство (свойства цветов и их технологические структуры и основы), природа и изобразительное искусство (эстетическое воздействие), музыка и изобразительное искусство (звуки и краски, музыка и свет, цветовая партитура), философия, психология и изобразительное искусство (образ, его влияние на сознание) и т. д. Эти примеры нами приведены с определенной целью, так как все перечисленные выше нюансы можно увидеть как в классических образах мирового масштаба (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Караваджо, Микеланджело, И. Е. Репин, Рембрандт), так и в произведениях художников Узбекистана начиная от Камолиддина Бехзода (XVI в.) до современников (Р. Ахмедов, Б. Жалолов, Ж. Умарбеков, А. Мирзаев, А. Икромжонов,
А. Аликулов, Б. Исмаилов, О. Казаков и др.).
В комплексе факторов, влияющих на формирование личности, особое место отводится природе. Природа, как излюбленная, вечно молодая тема для художника, оказывает разностороннее воздействие на личность.
Отношение человека к природе, взаимодействие с природой определяет многое: от содержания и взаимодействий этих отношений могут возникнуть глобальные проблемы, угрожающие жизни человечества (вспомним проблемы Арала на территории Республик Казахстан и Узбекистан), имеющие серьезные последствия в плане охраны здоровья подрастающих поколений. Эти проблемы возникают из-за недостаточности формирования (или вообще отсутствия) нравственных качеств личности. В этом контексте, помимо других факторов, изобразительное искусство оказывает активное воспитательное воздействие на формирование личности. Потому что природа — это образец, эталон прекрасного, первый источник формирования представлений о мире и о его красоте. А если к этому добавим еще то обстоятельство, что художник не просто изображает конкретный «кусок» природы, его определенное состояние, но и вкладывает в картину свою душу, то этим усиливается художественность, эстетика природы, одним словом, создается художественный образ. А художественный образ — это особая, присущая искусству форма отражения и познания действительности.
Познавая законы природы, человек сильнее чувствует ее красоту. Через произведения изобразительного искусства эти чувства становятся еще содержательнее. В этом отношении исключительно богат воспитательный потенциал произведений художников пейзажистов Узбекистана — Урала Тансыкбаева, Николая Карахана, Абдували Муминова, Анвара Мирсоатова. Произведения этих художников помогают учащимся ощущать эстетику природы. Герой Джека Лондона Мартин Иден говорит: «У красоты есть свое значение, но я до сих пор не ощущал этого значения. Мне нравилось красивое просто потому, что оно красиво, вот и все. Я не понимал сущность красоты. Эта трава для меня гораздо прекраснее теперь, когда я знаю, почему она такая, знаю все то сложное воздействие солнца, дождей и соков земли, которое понадобилось, чтобы она выросла на этом холме. Одна эта мысль вдохновляет меня» (4).
Возвращаясь к экологическим проблемам, возникающим, как мы уже отметили, в результате нерентабельного, нерационального использования, освоения природы, необходимо подчеркнуть, что корень проблемы кроется именно в нравственно-эстетическом, экологическом мышлении людей.
Поэтому прав А. Герцен, когда пишет, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам» (3).
Формирование личности учащихся средствами изобразительного искусства способствует развитию интереса и любви учеников к искусству в целом и культуре изобразительного искусства в частности. Иными словами, через приобщение учащихся к миру национального изобразительного искусства совершенствуются и углубляются знания, навыки и умения школьников в области изобразительного искусства. В процессе развития художественно-творческих способностей учащихся естественно расширяется художественный кругозор, обогащается духовный мир, формируются эстетические чувства, вкусы и идеалы наших обучаемых.
Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что выполнение изобразительно-творческих заданий создаст максимальные условия для проявления самостоятельности учащихся. Особый акцент делается на разглядывание предметных признаков и пространственных отношений, на активизацию внимания и восприятия действительности и создание условий для постепенной динамики от экспериментально-оценочных суждений до активного наблюдения с включением интеллекта, прошлого опыта знаний, то есть создание таких условий, когда процесс восприятия объекта со стороны учащихся проходит на более высоком качественном уровне.
Проведенные занятия убеждают еще и в том, что предметы, специфические для местности, а также произведения узбекских художников понятны учащимся для восприятия и изображения. Поэтому в качестве образцов мы рекомендуем использовать произведения национального изобразительного искусства. На этом материале ученики легче осваивают знания в графическом искусстве, названия различных графических материалов. Например: уголь, сангина, карандаш, соус; определять по изображению графический материал; свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая лист; уточнить изображение; рисовать, по возможности, поисковой линией, что обеспечивает правильность построения конструкции предметов. В живописи необходимо понять и запомнить названия сложных цветов, например, темно-синий, сине-зеленый и т. д.; названия красок, различных живописных материалов — акварель, гуашь, пастель, масло, бумага, холст; определять по изображению живописные материалы; уметь находить локальный цвет объектов; определять светлотные отношения поверхностей предметов (светлые цвета); цветовой контраст; выражать общий колорит изображения в теплой или холодной гамме; правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера и пространственного положения изображаемого; передавать масштабность изображений на формате листа; выделять главное путем активного тонального и цветового контраста; начинать работу с поисковых эскизов.
Однако перечисленные выше отдельные практические умения и навыки учащихся в области изобразительной деятельности не означают, что они являются главным в формировании личностных качеств школьников. Изобразительно-творческие способности учащихся, как и вся личностно деятельностная сфера, эффективно формируется путем изучения учебного материала во взаимосвязи теоретического (изучение истории и теории изобразительного искусства, произведений художников Узбекистана) и практического (посильная изобразительно-творческая деятельность учащихся) характера. Только таким путем можно осуществлять утверждение личности, поскольку создаваемые условия дают учащимся возможность максимально проявлять свои интеллектуально-творческие и практические изобразительные способности.
Литература:
1. Эстетическое воспитание школьной молодежи // Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зольмона. — М.; ‑ 1981. ‑ С. 272.
2. Основы эстетического воспитания // Под ред. Н. А. Кушаева. — М.; ‑ 1986. ‑ С. 59,61.
3. Сафронов, Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М.; 1984. – С. 66, 33.
4. Толстых, В. И.; Эренгросс, Б. А.; Макаров, К. А. Эстетическое воспитание. ‑М.; ‑ С. 100,31.