Воспитание — целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника, направленное на изменение его сознания, отношения, психического состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого. Обычно воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при затруднениях.
Учитель изобразительного искусства немногого достигнет в воспитании учеников, если не будет действовать в союзе с другими учителями. В этом случае действия одного учителя могут противоречить действиям другого; достигнутое одним будет разрушаться другим.
К сожалению, воспитательной работе на занятиях изобразительным искусством уделяется недостаточно внимания. Излишне подчеркивать нетерпимость такого положения. Известно, что психологи отмечают необходимость планирования процесса формирования и развития психических качеств, учащихся так же, как планируется рост знаний, умений и навыков, и не только планировать, но и изучать условия наилучшего развития этих качеств.
Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении изобразительному искусству сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней.
В школьном образовании воспитание проводится планомерно, в системе в связи с познавательным процессом и зависит от содержания и аксиологического освещения учебного материала, методов и форм его изучения. Такое воспитание достигается целенаправленностью всего педагогического процесса.
Воспитание, как и овладение знаниями и способами деятельности, осуществляется в процессе обучения. Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей взаимосвязь основных элементов воспитания: целей и содержания воспитания, методов и средств воспитания, результата воспитания.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в личности учащихся под специальным воспитательным воздействием. Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.
Все эти богатейшие возможности многостороннего воспитания может использовать учитель в процессе преподавания изобразительного искусства. Ему очень важно учитывать специфические возможности своего предмета и в полной мере со знанием материала осуществлять воспитание.
Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и требует большой продуманности. Оно не может заключаться только в информации учащихся по содержанию учебного материала, имеющего то или иное воспитывающее значение. Воспитание заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в переходе знаний в убеждения, которые, в конечном счете, образовывали бы систему, мировоззрение. Более того, убежденность выявляется в отношении к людям, к окружающему миру, в привычках, поступках, поведении.
Вот это наиболее важное качество воспитания нередко не принимают во внимание, ограничиваясь формальным сообщением воспитывающего материала на уроках. Воспитание по существу требует определенной системы, планомерно проводимой не только на уроках, но и во всех формах учебной работы с учащимися (на экскурсиях, внеурочных, внеклассных занятиях).
В воспитание учащихся включаются следующие структурные элементы: гражданское, патриотическое, эстетическое, морально-этическое, экологическое, трудовое воспитание и др.
Школьное образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества. В соответствии с этой целью в процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое, эстетическое, социально-правовое, экономическое, гражданское, патриотическое, экологическое, физическое воспитание.
Физическое воспитание в методике изобразительного искусства в основном рассматривается на уроках в беседах о произведениях живописи, графики, скульптуры и при рисовании на темы «Спорт», на которых происходит осознание учащимися влияния психического и физического здоровья на образ жизни и поведения человека.
Занятия тематическим рисованием, беседы о произведениях известных мастеров графики, живописи, скульптуры дают по существу неограниченные возможности для воспитания у детей любви к труду, честности, принципиальности, товарищеской взаимопомощи. Действительно, картины, показывающие великое прошлое нашей родины, жизнь и военные подвиги народа, рисование на темы окружающей действительности вызывают глубокие переживания и яркие впечатления у школьников младших классов, пробуждают интерес, а затем и желание быть похожим на любимого героя. Здесь дети имеют возможность проявить свою любовь к родителям, товарищам, педагогам, проявить честность, храбрость, чувство товарищества.
Воспитание средствами искусства неразрывно связано с обучением: овладение детьми изобразительными знаниями, умениями и навыками находится в единстве с их художественно-творческим, эмоционально-чувственным развитием. Поэтому особое значение приобретают разнообразные упражнения на уроках рисования с натуры, тематического и декоративного рисования с использованием карандашей, красок, цветных мелков, фломастеров и других изобразительных материалов.
Важно, чтобы каждое учебное занятие развивало у детей зрительные представления, творческое воображение, фантазию, образное мышление, эстетические чувства, художественные способности. Знакомя детей с основами изобразительной грамоты, обогащая их знанием отечественного и зарубежного искусства, учитель тем самым вооружает их важнейшим средством познания действительности, активно формирует их мировоззрение, ценностные ориентации.
В современных условиях наряду с возрождением социального воспитания школьное образование нацелено на гуманизацию, т. е. на воспитание тех сторон личности, которые обусловливают проявление уверенности в себе, самостоятельности, гуманных, доверительных отношений между учителем и учеником. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь в становлении личности ученика, осознании им своих потребностей и интересов. При этом в содержании образования учитывается принцип уважения к личности воспитанника, его духовный потенциал приобщения к культуре в аспекте социального опыта. Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культуры.
Все вышеназванные цели воспитания могут успешно реализоваться в процессе художественного образования школьников. Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной внеурочной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей.
Воспитывающий характер обучения в школе обусловлен целями и содержанием предмета «Изобразительное искусство».
Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, любовь к родной природе.
Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.
В процессе воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:
– попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания произведений изобразительного искусства;
– фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять композицию;
– словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков изобразительного искусства и т. д.;
– рисование на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.
Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и общества в целом.
Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении изобразительному искусству тесно связаны между собой. Например, воспитание мировоззрения связано с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среде; трудовое воспитание — с культурой труда и эстетикой; этическое воспитание — с экологическим, с трудом в коллективе; духовность — с патриотическим и гражданским, гуманистическим, культурологическим и экологическим воспитанием.
Важно подчеркнуть, что каждый элемент и в целом все воспитание связаны с познавательной деятельностью учащихся. Такая взаимосвязь всех элементов воспитания и деятельности обеспечивают успех воспитания при обучении изобразительному искусству.
Воспитывающая функция предмета «Изобразительное искусство» реализуется в общей системе обучения учащихся в школе. Воспитательное значение имеет не только содержание, но и методы и формы учебно-воспитательной работы. Как содержание, так и методы воспитательной работы видоизменяются с возрастом учащихся и их знаниями, развиваясь и усложняясь из класса в класс.
Литература:
- Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
- Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
- Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.