Эстетическое воспитание средствами искусства в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 09.03.2023

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Петрашкевич, И. В. Эстетическое воспитание средствами искусства в школе / И. В. Петрашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/457/99451/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях духовно-нравственного возрождения общества эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из значимых составляющих современного воспитательно-образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Ключевые слова: понимание прекрасного, развитие личности, воспитание.

In the conditions of the spiritual and moral revival of society, the aesthetic education of the younger generation becomes one of the significant components of the modern educational process of any educational institution.

Keywords: understanding the beautiful, personal development, education.

Эстетическое воспитание — это воспитание у детей правильного понимания прекрасного в жизни.

Насколько это необходимо, судите сами: ребенок, который понимает, прекрасное не может стать злым и равнодушным. А его жизнь несравненно богаче, полнее.

Но как научить его понимать это прекрасное в жизни? Для этого самому взрослому нужно разобраться в определении понятия эстетического воспитания, его роли в воспитании своего ребенка, знать какими средствами воспитывается эстетическое воспитание.

Тема моей работы: Эстетическое воспитание средствами искусства.

Объект исследования: средства искусства, с помощью которых решаются эстетические задачи.

Предмет исследования: эстетическое воспитание в школе.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по этому вопросу
  2. Исследовать решение эстетических задач средствами искусства.
  3. Раскрыть роль семьи в эстетическом воспитании.

Начиная говорить об эстетическом воспитании, нужно определить сам предмет эстетики и эстетического воспитания.

Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания. [5]

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в жизни, в природе, в искусстве и посильного проявления себя в создании прекрасного в жизни. [5]

Что значит эстетически воспитанный человек?

В. А. Сухомлинский писал: «Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости» [6]

Эстетическое воспитание развивает в детях эстетические потребности, вызывает у них желание проявлять свои художественные стремления как в творческой деятельности, так в быту. Такое воспитание должно сделать человека достойным своего высокого имени.

Всесторонне развитый человек будет проявлять творческое отношение ко всем сторонам жизни, будет создавать красоту в труде, в человеческих отношениях. В своем быту.

Эстетическое воспитание детей органически связано с их нравственным развитием. Потому что эстетика и этика — неразделимые понятия.

Этика — нормы поведения, мораль какого-либо общества. [3,105]

У детей рано создаются представления о том, что хорошо и что плохо в поведении, в отношениях между людьми. По мере усвоения правил нравственности у них появляются новые моральные переживания. Все это приводит к росту их нравственного опыта. [1, с. 46] Опираясь на него, дети воспринимают произведения искусства и изображенную в них жизнь, они приобретают умение правильнее судить о действиях и поведении героев.

Искусство в свою очередь оказывает сильное влияние на обогащение нравственного опыта человека. Но чтобы ребенок подчинялся нравственным законам, чтобы красота окружающего мира, красота искусства задевала струны души ребенка воспитатель в процессе своей работы должен выполнять ряд задач специфичных для эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания

  1. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений.
  2. Следующая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
  3. Необходимо формировать у каждого воспитуемого эстетически творческой способности.
  4. Эстетическое воспитание должно развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превратили бы индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей.

Есть два пути решения эстетических задач. Они тесно взаимосвязаны между собой. Это: эстетическое воспитание средствами природы. Потому что именно она — незаменимый источник прекрасного. Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. Второй путь решения эстетических задач средствами искусства. Потому что именно в искусстве с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются художественный потенциал человека, его эстетические возможности. Искусство воплощает в себе все способности эстетического отношения человека к деятельности. [4, с. 121] Эстетическое воспитание средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует правильно воспринимать явления красоты. Помимо знаний ряда художественных произведений, ребенок должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает эмоциональность восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, усугубляется, а восприятие становится более осмысленным. Таким образом, мы видим сильную взаимосвязь эмоционального и эстетического мира ребенка.

Итак, детство — период становления человека, когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде, когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно-эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности. Нетрудно увидеть, что постоянное общение человека с миром художественной культуры закладывает не только привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведет к укреплению в нем возвышенных и благородных чувств и мыслей.

Литература и искусство не являются только средствами эстетического развития личности. Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинных произведений литературы и искусства на складывающуюся личность так велико и разносторонне. [5]

Искусство — великая сила, которая делает человека нравственно лучше. А нам сегодня как раз недостает нравственно воспитанных людей. Мы задыхаемся в сетях бескультурья и невежества, наши души пусты. Нужно открыть детям иной мир: мир света, добра и красоты! [7]

Мне кажется, что эстетическое воспитание — это главная цель школы. И на сегодняшний день учителя должны ставить ее на первое место. А воспитанный человек доучится, если это ему необходимо, будет совершенствовать себя по тем нравственным идеалам, которые ему привили в детстве.

Но, перечисленное выше, невозможно без поддержки семьи, так как именно она является средой, в которой формируется представления и понятия ребенка. Связь с семьей — важное условие в формировании эстетически воспитанной личности. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Сложившаяся личность ребенка является, прежде всего, результатом воздействия воспитательной среды в семье. Только семье присуще отношение к ребенку во всей полноте и целостности его индивидуальных особенностей и в связи с этим в комплексном влиянии на него.

В отличие от школы, преимущественное значение семейного воспитания и заключается в больших возможностях учета способностей, интересов и потребностей ребенка. В процессе такого воспитания осуществляется синтез самых разнообразных впечатлений, воздействующих на создание как непосредственно в семье, так и в школе, на улице, в кругу товарищей.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А. П. О., 1995. — 72 с.
  2. Перэ, Б. Нравственное воспитание, начиная с колыбели; Москва — Москва, 2009.- 336 c
  3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: ВЛАДОС. 2002.–176 с.
  4. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. — 1998 № 4 — с. 16–22
  5. https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ESTETIKA.html
  6. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st012.shtml
  7. http://aphoristic-world.ru/index.php/authors/1169-tolstoj-lev-nikolaevich
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, искусство, ребенок, средство искусства, воспитание, воспитанный человек, задача средствами, правильное понимание, произведение искусства, путь решения.


Ключевые слова

развитие личности, воспитание, понимание прекрасного

Похожие статьи

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Похожие статьи

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Задать вопрос