Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бувака, М. В. Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / М. В. Бувака, О. Н. Павлова, А. В. Семичева, Е. И. Петряшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61456/ (дата обращения: 16.12.2024).



Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение боевых и трудовых подвигов. Но возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе — необходима целенаправленная, систематическая деятельность всех участников образовательного процесса. Наша задача помочь детям почувствовать себя частью России. [1, 4]

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, нравственно-патриотические качества, патриотизм, любовь к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм для ребенка — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ [2, с. 3].

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение боевых и трудовых подвигов. Но возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе — необходима целенаправленная, систематическая деятельность всех участников образовательного процесса. Наша задача помочь детям почувствовать себя частью России. [1, с. 4]

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования нравственно-патриотических качеств ребенка, так как детские образы восприятия, эмоции очень ярки и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Мы можем с гордостью говорить о том, что в нашем учреждении сложилась определенная система работы по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника в различных видах детской деятельности.

В своей работе используем разнообразные методы. Большое внимание уделяем игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в познавательные занятия, беседы, игры нравственного и патриотического содержания. При интеграции различных видов детской деятельности, у воспитанников комплексно формируются нравственно — патриотические качества.

Формы организации детей очень разнообразны:

– Уроки мужества, беседы;

– Посещение памятных мест города;

– Групповые посещения выставок, музея, театральных представлений, библиотеки;

– Оформление мини — музея в группе;

– Слушание музыкальных произведений, разучивание песен;

– Музыкальная гостиная;

– Литературно — музыкальные мероприятия (праздники, развлечения, концерты);

– Конкурс чтецов;

– Продуктивная деятельность (детские рисунки, поделки)

– Физкультурные досуги;

– Создание патриотических отрядов.

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными, они известны каждому педагогу, и каждый, может их дополнить или предложить новые.

В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое страны, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского государства. Отмечается рост образовательных учреждений, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи [6, с. 1].

В нашем современном детском саду есть все условия для комфортного пребывания, образования и развития воспитанников. Приоритетное направление в работе с воспитанниками — нравственно-патриотическое воспитание.

Воспитанники 6–7 лет были приняты в отряды, сотрудники ДОУ подготовили и провели торжественное мероприятие по принятию детей в отряды. Самым ярким и волнующим моментом стала клятва и громкое совместное «Клянемся!» и, конечно, вручение знаков отличия отрядов. Для того, чтобы встреча ребятам запомнилась сотрудник МЧС провела для них небольшой урок безопасности: алгоритм вызова пожарных и спасателей, номера экстренных служб, правила поведения при пожаре, на льду, в лесу, на дороге…Инспектор отдела ГИБДД по пропаганде провела с ребятами игру «Светофор», рассказала основные правила поведения на улице.

Для каждого отряда был разработан план:

ЮИД «Светофорчик» — юные инспектора дорог, цель отряда — формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения.

Таблица 1

План работы отряда ЮИД «Светофорчик» МАДОУ №57, подготовительная группа №7, на 2018–2019 учебный год

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

  1. Создание отряда ЮИД.
  2. Оформление плакатов по ПДД.
  3. Выставка рисунков

«Ребенок. Дорога. Безопасность»

Октябрь — Ноябрь

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

  1. Ролевая игра «Быть хорошим пешеходом».
  2. Викторина по правилам дорожного движения.

Декабрь

Воспитатель музыкальный руководитель

  1. Беседа инспектора ГБДД с детьми
  2. Досуг «КВН — Знать правила движения должны все без сомнения».
  3. Изготовление буклетов «Правила дорожного движения»

Январь

Воспитатель Музыкальный руководитель,

Зам. зав. по ВМР

  1. Конкурс поделок «Знаки своими руками».
  2. Выпуск газеты «Красный, желтый, зеленый».

Февраль

Воспитатель

  1. Экскурсия к перекрестку.
  2. Загадки по ПДД для младших дошкольников

Март

Воспитатель

  1. Беседа с использованием таблиц «Дорожные знаки».
  2. Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правилам дорожного движения»

Апрель

Воспитатель

  1. Рисунки на асфальте «Дорожный знак»
  2. Встреча с сотрудником ГИБДД

«Профилактика и предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма».

  1. Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города»

Май

Воспитатель

Отряд кадетов МЧС «Юные спасатели», цель отряда — формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, на воде, дома, уметь действовать в экстренных ситуациях.

Таблица 2

План работы отряда «Юные спасатели» МАДОУ №57, подготовительная группа №5, на 2018–2019 учебный год

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

  1. Создание отряда «Юные спасатели».
  2. Торжественное мероприятие по принятию воспитанников в отряд «Юные спасатели»
  3. Ранняя профориентация, беседа со студентами МЧС, «Что такое работа спасателя?»
  4. Выставка рисунков «Ребенок. Природа. Безопасность»

Октябрь — Ноябрь

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

  1. Ролевая игра «Пожарная команда».
  2. Викторина по теме «Пожарная безопасность»

Декабрь

Воспитатель

  1. Оформление плакатов и рисунков по теме безопасность.
  2. Изготовление буклетов «Наша безопасность», работа с родителями

Январь

Воспитатель

Зам. зав. по ВМР

  1. Составление картотеки дидактических игр по теме «Пожарная безопасность»
  2. Выпуск газеты «Юные спасатели».

Февраль

Воспитатель

  1. Игровой досуг «Смелые пожарные»
  2. Загадки по безопасности

Март

Воспитатель

  1. Беседа с использованием таблиц «Опасные предметы»
  2. Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
  3. Родительское собрание «Как выработать безопасное поведение у ребенка дома и на улице»»

Апрель

Воспитатель

  1. Беседа «Витамины укрепляют организм»
  2. Встреча с сотрудником ГИБДД
  3. «Профилактика и предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма».
  4. Игра КВН с воспитанниками и родителями: «Не зная броду, не суйся в воду»

Май

Воспитатель музыкальный руководитель,

зам.зав. по ВМР

ЮДП «Дозор» — юные друзья пограничников, цель отряда — формирование нравственно — патриотических чувств, уважение к семье, бережное отношение к природе, Родине.

Таблица 3

План работы отряда ЮДП «Дозор» МАДОУ №57, подготовительная группа №8, на 2018–2019 учебный год

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

  1. Создание отряда ЮДП «Дозор».
  2. Составление плана работы
  3. Девиз, речёвка, эмблема отряда
  4. Посвящение в пограничники

Сентябрь — Октябрь

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

  1. Беседа о истории пограничной службы
  2. Рисунки «Граница»
  3. Спортивные соревнования

«Ловкие, сильные, умелые»

ноябрь

Воспитатель

Зам. зав. по ВМР

  1. Беседа об униформе пограничника
  2. Стихи о пограничниках (учить)

декабрь

Воспитатель

  1. Беседа «Застава» (от заставы богатырской до заставы пограничной)
  2. Аппликация «Награды пограничников»

январь

Воспитатель

  1. На земле, на воде и в воздухе (пограничные войска)
  2. Беседа «Животные в охране границы»
  3. Рисунки «Пограничник с собакой»
  4. 23 февраля «День защитника отечества»

февраль

Воспитатель

музыкальный руководитель

  1. Беседа «Часовой»
  2. Презентация «Герои пограничники»
  3. Разучивание песни «Пограничная строевая»

март

Воспитатель

Музыкальный руководитель

  1. Про легендарного пограничника, Героя Советского Союза Никиту Федоровича Карацупа (Знак установлен в г. Хабаровске, у пересечения улиц Гамарника и Дикопольцева)

апрель

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

  1. Праздничный концерт «День победы»
  2. 28 мая — день пограничника

Изготовление открытки ко дню пограничника

май

Зам. зав. по ВМР

Воспитатель

музыкальный руководитель

В результате данной формы работы дети получают углубленные знания по выбранному направлению. Работа отрядов очень важна, так как юные помощники пограничников, юные спасатели и юные инспектора дорог не только сами учатся правильно вести себя, но и вдохновляют своих сверстников быть грамотными пешеходами, уметь избегать опасных ситуаций на дорогах, в быту и на природе, знать историю своего города, края и людей, защищающих нашу Родину.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Родители ответственны за воспитание и развитие своих детей, в том числе и в патриотическом воспитании. Важнейшим условием эффективности работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимость нравственно — патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Мы, педагоги, можем лишь направлять родителей в нужное русло, давать рекомендации и советы.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества:

– Родительские собрания на нравственно-патриотические темы;

– Открытые показы образовательного процесса (НОД);

– Наглядные виды работы: информационные стенды, папки — передвижки, выставки литературы и творческих работ детей;

– Совместные экскурсии;

– Совместные с родителями праздники, театрализованные постановки, творческие встречи.

– Помощь родителей детскому саду (участие в подготовке праздников, театральных спектаклей)

Акцент во взаимодействии с родителями мы ставим на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «День семьи, любви и верности», развлечение «Мой друг светофор», литературно-музыкальный досуг «Родина наша — колыбель героев», выставки, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, и др. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями.

Объединение усилий узких специалистов, воспитателей, родителей дошкольников, социальных партнеров способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
  2. Леонова Н.Н, Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Волгоград: Учитель, 2013. — 103 с.
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитани граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». — 3-е изд., испр. И доп. — М.:АРКТИ, 2016. — 72 с.
  4. Оверчук Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно — патриотического воспитания дошкольников. М., 2004. — 136 с.
  5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
  6. Соловьева Е. В. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравств.- патриот. Воспитанию детей дошк. и мл. шк возраста на основе традиц. отечеств. Культуры. М.: Обруч, 2011. — 144 с.
  7. Халикова Э. А., Колебошина Н. В. Формирование духовно — нравственного поведения детей 4–7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Волгоград: Учитель, 2013. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, музыкальный руководитель, детский сад, патриотическое воспитание, беседа, дорожное движение, ребенок, нравственно-патриотическое воспитание, образовательный процесс, подготовительная группа.


Ключевые слова

патриотизм, любовь к Родине, нравственно-патриотическое воспитание, нравственно-патриотические качества

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности

Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Воспитание духовно-нравственной личности на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности

Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Задать вопрос