Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерохина, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. В. Ерохина, Е. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97716/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело.

А. С. Макаренко

Приоритеты государственной образовательной политики направлены на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» — традиционные российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.

В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают задачи укрепления единства народов Российской Федерации «на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития» [2, с. 1-2].

Именно в дошкольном детстве начинают закладываться предпосылки патриотических чувств. Несмотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень необходимо всегда. Важно показывать дошкольникам привлекательные стороны своей страны, города, села, прививать чувство любви и привязанности к культурным ценностям именно это будет началом, предпосылками зарождения любви к Родине. И МДОУ д/с № 54 «Березка» г. Волжского особое внимание уделяет нравственно-патриотическому воспитанию. Педагогами реализуется программа Е. С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина», которая посвящена изучению истории родного края — Нижнего Поволжья, его традиционной и современной культуры, искусства; развитие созидательной направленности растущей личности. В каждой группе оборудован уголок патриотического воспитания, наработано много дидактического материала. Обязательные элементы каждого уголка — это государственные символы Российской Федерации –отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность.

В своей работе используем разные формы работы: выставки, конкурсы чтецов, тематические дни, проектную деятельность, мероприятия нравственно-патриотической направленности. Ежегодно мы организуем различные акции на базе детского сада, привлекая родителей воспитанников. Акции «Бессмертный полк», «Подарок солдату», «Парад Победы», посвященные Дню Победы, помогают проникнуться уважением к подвигам наших прадедов, формируют чувство гордости и уважение к истории нашей страны, так как именно события Великой Отечественной войны являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Ко Дню защитника Отечества в детский сад приглашаются солдаты с воинской части, с которыми проводятся соревнования, беседы, солдатам ребята задают много вопросов. В группах организуются фотовыставки, выставки творческих работ, поделки для пап, солдат и мальчиков, будущих защитников нашей Родины.

Ежегодно проводим все календарные праздники. Это и российские праздники «День народного единства», «День Конституции Российской Федерации», «День космонавтики», «День России», «День памяти и скорби», «День Российского флага», «День семьи, любви и верности», русские традиционные «Масленица», «Жаворонки», «Весенние гуляния». Также педагоги с воспитанниками и их родителями принимают активное участие в городских мероприятиях, таких как, Новогодняя ёлка во дворе, «Масленица во дворе», в акциях посвящённых Дню Победы, Дню города, в психолого-педагогическом городском проекте «Ладная неделя». Приобщение к народным праздникам и традициям — важная особенность нравственно-патриотического воспитания детей.

В летний оздоровительный период в МДОУ реализуются проекты разной тематики, одним из которых стал проект патриотический направленности «Дружба народов», целью которого было познакомить детей с историей, культурой и традициями союзных республик, которые раньше входили в состав СССР. Дети в течение лета знакомились с традициями и обычаями, элементами культуры, символикой государств. Смотрели мультфильмы, занимались продуктивной деятельностью, слушали народную музыку, играли в народные игры. Каждая неделя заканчивалась развлечением, отражая национальные особенности и традиции республики. В результате дети познакомились и расширили свои представления о республиках СССР, ставшими сейчас странами ближнего зарубежья.

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников — их ближайшее окружение. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, традиции, достопримечательности и т. д. Поэтому педагогии воспитывающие взрослые обязаны хорошо знать историю и особенности своей местности. Они обязаны продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края.

МДОУ организовало серию городских квест-игр среди семей воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа — город Волжский патриотической направленности. Целью квест-игры «Знатоки Волжского» было развитие у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к истории и архитектуре родного города. Команды, путешествуя по родному городу, выполняли задания, узнавая новые интересные факты о достопримечательностях и истории развития нашего города. В процессе игры участники сделали много интересных семейных фотографий, так как одним из заданий было найти достопримечательность, изображенную на фото и сделать снимок всей семьей на память. В конце квест-игры было предложено сделать короткий видео-отзыв, где команды поделились своими впечатлениями. Квест-игра «Путешествие к новогодней ёлочке» была посвящена истории и культуре русских новогодних традиций. В процессе выполнения заданий участники узнали много интересных фактов, связанных с новогодней елкой. Из чего была первая искусственная ёлка, почему в 1916 году новогодние ёлки в России были запрещены и другие интересные факты истории. Задания были ориентированы как для детей, так и для взрослых. Были и загадки, и ребусы, и метаграммы, и творческий фотоконкурс, в котором предлагалось сделать семейную фотографию с ёлочкой, сделанной из подручных средств. Заключительным заданием было создание видеоролика, посвященное защите вырубаемых ёлочек, с которым справились все участники, подошли к этому процессу очень креативно. Квест-игра «По местам боевой славы» была организована в сотрудничестве с «Музейно-выставочном комплексом. Музеем Памяти солдат войны и правопорядка» города Волжского, целью которой было развитие у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к истории своей страны, формирование патриотических чувств, уважение и гордость за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Участники посетили музей, в ходе игры познакомились с интересными историческими фактами.

История прошлого — это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Нам всегда кажется, что в своей малой Родине мы знаем все или почти все. Однако, изучая историю своего города, мы делаем для себя много открытий. И творческой группой МДОУ было разработано для детей старшего дошкольного возраста наглядно-дидактическое пособие «Я волжанин! Познавай, играя!», целью которого стало создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания детей дошкольного возраста через изучения истории и расширение представлений о родном городе, его достопримечательностях. Это захватывающая игра, в которой ребята отправляются в увлекательное путешествие по родному городу. Знакомятся с интересными местами, культурным наследием, промышленностью и окружающей средой нашего любимого города. Творческая группа разработала шесть цветных маршрутов различной тематики с остановками. Каждый маршрут включает в себя дидактический и наглядно-демонстрационный материал, картотеки с заданиями, подбор дидактических игр и QR- коды, с помощью которых можно осуществить виртуальную экскурсию по разным местам родного города. Игровое поле — это карта родного города. А с помощью кубика, каждая грань которого имеет свой цвет, ребята выбирают маршрут, по которому осуществляют путешествие. Красный маршрут — маршрут безопасности. Знакомятся со службами, обеспечивающими безопасность в нашем городе. Оранжевый маршрут — культурно-исторический, который включает в себя музеи и достопримечательности. Желтый — спортивный маршрут, по которому знакомятся с местами активного отдыха. Зеленый рассказывает о природе родного края. Синий — патриотический. Ребята путешествуют по местам воинской славы. Фиолетовый — промышленный, где речь идет о градообразующих предприятиях и их продукции. А через сюжетно-ролевые, подвижные и настольные игры ребята закрепляют усвоенный материал, перевоплощаясь в строителей, художников, врачей, тех, кто будет творить будущее нашего города, любить его, гордиться, делать все для его процветания и бережно хранить его историю.

Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящие России!

Литература:

  1. Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина. // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32–34.
  2. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» — 2022. — С. 1–2.
  3. Пронина М. А., Карнаухова М. А. Патриотическое воспитание как ценность российского общества/ М. А. Пронина, М. А. Карнаухова: учебно-методическое пособие. — 2014. — 71с.
  4. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, дошкольный возраст, родной край, День, история, ребенок, Российская Федерация, Великая Отечественная война, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций

В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Похожие статьи

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций

В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизация педагогической деятельности по формированию начал эстетического мировоззрения у детей дошкольного возраста

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Задать вопрос