Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, первостепенными и зачастую вызывают лишь недоумение. Учитывая вышеизложенное, считаем, что дошкольное учреждение должно взять на себя ответственность за воспитание будущих патриотов.
Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал проект «Будущее России: воспитываем патриотов с детства», цель которого — развитие у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности. В ходе реализации проекта планируется решение следующих задач:
1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине;
2) знакомство с памятными историческими событиями России;
3) воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов;
4) развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
5) воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ, сегодняшним защитникам Отечества.
Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В период реализации проекта будет организована и проведена информационно-воспитательная работа с детьми и семьями наших воспитанников: уроки мужества, патриотические часы, спортивный праздник, посвященный 80-летию Сталинградской битвы, поэтические конкурсы и посещение военно-исторических памятников и т. д., с привлечением социальных партнеров: Волжской городской общественной организации «Детский клуб таэквон-до (ГТФ) «Медведь», муниципального учреждения «Комплексный молодежный центр «Юность Волжского», муниципального учреждения «Муниципальная информационная библиотечная система».
Проект «Будущее России: воспитываем патриотов с детства» имеет четыре основных раздела:
— «Растим патриотов: духовность, нравственность, традиции»;
— «Историю не выбирают — помнят»;
— «С чего начинается Родина»;
— «Быстрее, выше, храбрее».
Проект даст старт молодому поколению расти здоровыми, смелыми, мужественными, воспитываться в духе патриотизма, любви к своей семье, родному городу, своей стране. Спорт, физические нагрузки будут способствовать формированию у ребят таких качеств, как стойкость, дисциплинированность, способность переносить испытания.
Раздел проекта «Растим патриотов: духовность, нравственность, традиции» направлен на формирование нравственных, патриотических качеств личности ребенка, накопление его духовного опыта, основанного на истории и культуре России.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
В данном разделе проекта запланированы мероприятия с детьми дошкольного возраста, направленные на знакомство с историей празднования Дня народного единства, развитие интереса у детей к истории страны на примере исторических событий и личностей — Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Важно сформировать у дошкольников понимание, что День народного единства — это праздник, который больше символизирует не победу, а сплоченность народа, давшую возможность разгромить интервентов. Для освобождения земли русской от иноземных захватчиков в ополчении участвовали представители всех сословий, народов и вероисповеданий, входящих в состав русской державы. День народного единства — праздник, призывающий людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Поэтому в данном разделе проекта запланировано проведение цикла игровых развлечений «Игры народов России», в ходе которых дети будут знакомиться с культурой народов России через проигрывание народных игр с целью воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, понимания важности единства народов нашей многонациональной страны.
Раздел проекта «Историю не выбирают — помнят» направлен на воспитание у детей гордости за подвиг нашего народа и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны актуальна и в современном обществе способствует объединению и сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что несет в себе достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Очень важно воспитать в этом возрасте трепетное отношение у детей к событиям Великой Отечественной войны, уважение к заслугам и подвигам воинов былых времен, а также к воинам сегодняшних дней.
Раздел проекта «Историю не выбирают — помнят» включает в себя праздник, посвященный 80-летию окончания Сталинградской битвы «Ты выстоял, Великий Сталинград!». В рамках проведения данного мероприятия дети познакомятся с историей и героями Сталинградской битвы, будет оформлен мини-музей Боевой Славы из фотографий, писем, предметов быта солдат, организованный силами семей воспитанников ДОУ.
В День защитника Отечества состоится спортивный досуг, в котором примут участие мальчишки и их папы. Участники проявят в подвижных спортивных играх и соревнованиях физическую сплоченность и выносливость. Мероприятие направлено на воспитание уважения к Российской армии, любви к Родине, а также будет способствовать воспитанию мужских качеств, учить мальчишек быть защитниками.
Празднование Дня Победы станет важным итоговым мероприятием данного раздела проекта. Помимо традиционного празднования Дня Победы в музыкальном зале с использованием выразительного чтения стихотворений о Победе, исполнения песенных и танцевальных номеров, выставки детских рисунков, планируется проведение соревнований по бою на мягких палках (разновидность техники таэквон-до) «Мы — наследники Великой Победы!». На протяжении пяти лет наш детский сад сотрудничает с Волжской городской общественной организацией «Детский клуб таэквон-до (ГТФ) «Медведь». В рамках совместной работы с нашим социальным партнером были реализованы проекты «Здоровая семья — здоровый ребенок!», «Стартуем вместе!», ставшие победителями конкурсов различного уровня на получение грантов.
Раздел проекта «С чего начинается Родина» направлен на проявление духовно-нравственного отношения к маме, развитие чувства сопричастности к родному дому, семье, городу. В рамках проекта планируются мероприятия для мам воспитанников (музыкально-литературная гостиная «Мама — первое слово»), для семей воспитанников (спортивный квест «СемьЯ»), а семейный досуг «Мне по сердцу маленькая Родина» будет проведен в Международный день семьи и посвящен семье, детскому саду и городу, в котором проходит детство воспитанников, малой Родине участников проекта, родному городу Волжскому. К данному мероприятию также будет привлечен социальный партнер нашего учреждения Муниципальное учреждение Комплексный молодежный центр «Юность Волжского».
Раздел проекта «Быстрее, выше, храбрее» также будет реализован совместно с нашими социальными партнерами. Целью работы в данном разделе является знакомство юных участников проекта с олимпийскими чемпионами нашей страны и историей проведения Олимпийских игр в России. Проведение мероприятий «История Олимпийских игр в России», «Олимпийцы — гордость наша» расширит представление о родной стране, ее спортсменах и рекордах, что будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения социально значимых личностных качеств. А завершится проект «Детскими олимпийскими играми» среди воспитанников ДОУ, что повысит у юных спортсменов интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, сформирует начальные представления об олимпийском движении.
В целом же реализация проекта будет способствовать развитию у подрастающего поколения духовно-нравственных и социально значимых ценностей личности, таких как гражданственность и патриотизм.
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и любовь к семье, к родным, к друзьям, к родной природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, школе, в которой он учился, к родным обычаям, к истории своей страны. Воспитание этого чувства начинается, прежде всего, с семьи, детского сада, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». В. В. Путин.
Литература:
- https://gazeta-pedagogov.ru
- Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240–243.