Патриотическое воспитание подрастающего поколения: решаем актуальные задачи нашего времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Задорожняя, О. П. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: решаем актуальные задачи нашего времени / О. П. Задорожняя, А. В. Красноперова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97700/ (дата обращения: 16.11.2024).



Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

С. Михалков

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, первостепенными и зачастую вызывают лишь недоумение. Учитывая вышеизложенное, считаем, что дошкольное учреждение должно взять на себя ответственность за воспитание будущих патриотов.

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал проект «Будущее России: воспитываем патриотов с детства», цель которого — развитие у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности. В ходе реализации проекта планируется решение следующих задач:

1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине;

2) знакомство с памятными историческими событиями России;

3) воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов;

4) развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

5) воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ, сегодняшним защитникам Отечества.

Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

В период реализации проекта будет организована и проведена информационно-воспитательная работа с детьми и семьями наших воспитанников: уроки мужества, патриотические часы, спортивный праздник, посвященный 80-летию Сталинградской битвы, поэтические конкурсы и посещение военно-исторических памятников и т. д., с привлечением социальных партнеров: Волжской городской общественной организации «Детский клуб таэквон-до (ГТФ) «Медведь», муниципального учреждения «Комплексный молодежный центр «Юность Волжского», муниципального учреждения «Муниципальная информационная библиотечная система».

Проект «Будущее России: воспитываем патриотов с детства» имеет четыре основных раздела:

— «Растим патриотов: духовность, нравственность, традиции»;

— «Историю не выбирают — помнят»;

— «С чего начинается Родина»;

— «Быстрее, выше, храбрее».

Проект даст старт молодому поколению расти здоровыми, смелыми, мужественными, воспитываться в духе патриотизма, любви к своей семье, родному городу, своей стране. Спорт, физические нагрузки будут способствовать формированию у ребят таких качеств, как стойкость, дисциплинированность, способность переносить испытания.

Раздел проекта «Растим патриотов: духовность, нравственность, традиции» направлен на формирование нравственных, патриотических качеств личности ребенка, накопление его духовного опыта, основанного на истории и культуре России.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

В данном разделе проекта запланированы мероприятия с детьми дошкольного возраста, направленные на знакомство с историей празднования Дня народного единства, развитие интереса у детей к истории страны на примере исторических событий и личностей — Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Важно сформировать у дошкольников понимание, что День народного единства — это праздник, который больше символизирует не победу, а сплоченность народа, давшую возможность разгромить интервентов. Для освобождения земли русской от иноземных захватчиков в ополчении участвовали представители всех сословий, народов и вероисповеданий, входящих в состав русской державы. День народного единства — праздник, призывающий людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Поэтому в данном разделе проекта запланировано проведение цикла игровых развлечений «Игры народов России», в ходе которых дети будут знакомиться с культурой народов России через проигрывание народных игр с целью воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, понимания важности единства народов нашей многонациональной страны.

Раздел проекта «Историю не выбирают — помнят» направлен на воспитание у детей гордости за подвиг нашего народа и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Тема Великой Отечественной войны актуальна и в современном обществе способствует объединению и сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что несет в себе достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Очень важно воспитать в этом возрасте трепетное отношение у детей к событиям Великой Отечественной войны, уважение к заслугам и подвигам воинов былых времен, а также к воинам сегодняшних дней.

Раздел проекта «Историю не выбирают — помнят» включает в себя праздник, посвященный 80-летию окончания Сталинградской битвы «Ты выстоял, Великий Сталинград!». В рамках проведения данного мероприятия дети познакомятся с историей и героями Сталинградской битвы, будет оформлен мини-музей Боевой Славы из фотографий, писем, предметов быта солдат, организованный силами семей воспитанников ДОУ.

В День защитника Отечества состоится спортивный досуг, в котором примут участие мальчишки и их папы. Участники проявят в подвижных спортивных играх и соревнованиях физическую сплоченность и выносливость. Мероприятие направлено на воспитание уважения к Российской армии, любви к Родине, а также будет способствовать воспитанию мужских качеств, учить мальчишек быть защитниками.

Празднование Дня Победы станет важным итоговым мероприятием данного раздела проекта. Помимо традиционного празднования Дня Победы в музыкальном зале с использованием выразительного чтения стихотворений о Победе, исполнения песенных и танцевальных номеров, выставки детских рисунков, планируется проведение соревнований по бою на мягких палках (разновидность техники таэквон-до) «Мы — наследники Великой Победы!». На протяжении пяти лет наш детский сад сотрудничает с Волжской городской общественной организацией «Детский клуб таэквон-до (ГТФ) «Медведь». В рамках совместной работы с нашим социальным партнером были реализованы проекты «Здоровая семья — здоровый ребенок!», «Стартуем вместе!», ставшие победителями конкурсов различного уровня на получение грантов.

Раздел проекта «С чего начинается Родина» направлен на проявление духовно-нравственного отношения к маме, развитие чувства сопричастности к родному дому, семье, городу. В рамках проекта планируются мероприятия для мам воспитанников (музыкально-литературная гостиная «Мама — первое слово»), для семей воспитанников (спортивный квест «СемьЯ»), а семейный досуг «Мне по сердцу маленькая Родина» будет проведен в Международный день семьи и посвящен семье, детскому саду и городу, в котором проходит детство воспитанников, малой Родине участников проекта, родному городу Волжскому. К данному мероприятию также будет привлечен социальный партнер нашего учреждения Муниципальное учреждение Комплексный молодежный центр «Юность Волжского».

Раздел проекта «Быстрее, выше, храбрее» также будет реализован совместно с нашими социальными партнерами. Целью работы в данном разделе является знакомство юных участников проекта с олимпийскими чемпионами нашей страны и историей проведения Олимпийских игр в России. Проведение мероприятий «История Олимпийских игр в России», «Олимпийцы — гордость наша» расширит представление о родной стране, ее спортсменах и рекордах, что будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения социально значимых личностных качеств. А завершится проект «Детскими олимпийскими играми» среди воспитанников ДОУ, что повысит у юных спортсменов интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, сформирует начальные представления об олимпийском движении.

В целом же реализация проекта будет способствовать развитию у подрастающего поколения духовно-нравственных и социально значимых ценностей личности, таких как гражданственность и патриотизм.

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и любовь к семье, к родным, к друзьям, к родной природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, школе, в которой он учился, к родным обычаям, к истории своей страны. Воспитание этого чувства начинается, прежде всего, с семьи, детского сада, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». В. В. Путин.

Литература:

  1. https://gazeta-pedagogov.ru
  2. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240–243.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, Россия, дошкольный возраст, Великая Отечественная война, воспитание, история, Муниципальное учреждение, народное единство, подрастающее поколение, проект, раздел, ребенок, семья, Сталинградская битва.


Похожие статьи

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

Сохранение традиций разнополового воспитания детей – залог психического здоровья нации

Проблема популярности здорового образа жизни среди подрастающего поколения

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Похожие статьи

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

Сохранение традиций разнополового воспитания детей – залог психического здоровья нации

Проблема популярности здорового образа жизни среди подрастающего поколения

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Задать вопрос