Воспитание патриотических чувств у дошкольников является одной из задач нравственного воспитания, которое состоит в воспитании любви к близким, детскому саду, дому, родной улице, родному селу, городу и Родине. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Ведь именно от того, как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а затем и жизненные успехи взрослого человека.
Для того чтобы у ребенка сформировалась любовь к родному городу, необходимо сформировать положительное отношение к местам, где он родился и живет, развить умение видеть и понимать красоту окружающей его жизни, быть готовым учиться больше узнать об особенностях своей родины, открыть для себя людей, культуру, историю и окружающую среду. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть в результате естественного «взросления». Его развитие и формирование происходит постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и это зависит от средств и методов воспитания, условий, в которых живет ребенок [1, с.40].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из актуальнейших задач современности. При этом патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Дошкольное детство — важнейший период в становлении личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств и формируются первые представления детей об окружающем мире, об обществе и культуре. В детском саду эмоции доминируют во всех аспектах жизни ребенка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов, привить подрастающему человеку любовь к своей Родине, чтобы сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать личностью и гражданином общества.
ФГОС ДО отмечает настоятельную необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, чувствительны и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сочувствовать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Формируется духовная основа ребенка, эмоции, чувства, мышление, начинаются процессы социальной адаптации в обществе, процесс самосознания в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека наиболее благотворен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, поскольку его образы очень яркие и сильные, поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно. важное значение в воспитании патриотизма.
В любом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей является патриотическое воспитание детей. Чем раньше вы начнете осуществлять эту деятельность, тем эффективнее будет результат. Работа по воспитанию патриотизма у детей должна вестись непрерывно, и осуществить ее на практике не так уж и трудно. Патриотическое воспитание в детском саду можно осуществлять через сказки, сочинения и интересные рассказы об истории нашей страны, и даже через национальные игры и игрушки [3, с. 15].
Играя, дети не только развиваются и развлекаются, но и многому учатся, познают окружающий мир. Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников. Именно в игре можно познакомить детей с родной культурой, развить чувство патриотизма к своему краю, городу, народу.
Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и матрешки, глиняные мишки и кролики — все это учит ценить и любить ремесло своего народа и пробуждать чувство долга перед красотой, созданной руками мастеров вашей родины. Эти поистине национальные игрушки должны быть в детском саду как можно чаще, ведь именно с них начинается знакомство детей с родной культурой и творчеством, народными промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к Родине.
Даже куклы в традиционных костюмах любят свою родину. И девочкам, и мальчикам будет интересно и полезно рассмотреть красивое платье с народной вышивкой, головной убор в виде венка или кокошника, многоярусные бусы. Куклы можно сделать и сшить самостоятельно. Такие игры очень помогают в воспитании детей в патриотизме с раннего возраста.
Детей старшей и подготовительной групп детского сада уже можно приобщать к искусству родного края и страны. На занятиях рисования и прикладного искусства желательно показывать репродукции картин и скульптур художников и скульпторов нашей страны, рассказывая об их жизни и творчестве. Можно предложить детям изобразить рисунок на эту же тему любого известного собрата-художника или вылепить пластилиновую фигурку, похожую на скульптуру известного мастера [4, с.58].
В детском саду желательно организовать выставки детских работ, посвященные какому-либо национальному календарному празднику. Было бы очень интересно организовать посещение национального музея в родном городе. Детям 6–7 лет многое будет понятно и интересно, а рассказ опытного экскурсовода непременно оставит прекрасные впечатления о таком мероприятии.
Немалое значение в воспитании у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с садиком, его улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и ее символами.
Задача воспитателя — выбрать из массы полученных ребенком впечатлений наиболее доступные ему: природа и мир животных (детский сад, родной край); работа людей, традиции, общественные события и т. д. Также эпизоды, на которые обращается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными и интересными. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, учитель должен хорошо знать ее сам. Он должен продумать, что наиболее уместно показать и рассказать детям, выделяя, в частности, наиболее характерные черты данной местности или региона.
Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. В связи с этим большое значение имеет знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природным и экологическим своеобразием Кубани, Красноармейского района. Зная родину, край, его достопримечательности, ребенок учится жить в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и при этом сочетать в себе богатство национальной и мировой культуры [2, с. 23].
Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, которая позволяет каждому человеку осознать нормы поведения, особенности гражданских и общественных отношений. Относительно конкретных форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников можно выделить следующие виды воспитательной деятельности:
- Классические. Воспитатель рассказывает истории, дети слушают и задают вопросы.
- Соревновательные. Именно здесь детские викторины и турниры по рассказыванию историй могут сыграть ключевую роль.
- Публичные выступления. Семинары или конференции, дискуссии или интервью в форме вопросов и ответов между детьми или родителями.
- Имитация деятельности. Деловые игры, учебные доски и т. п., в которых дети имитируют профессии или виды деятельности в форме планового представления информации.
- Мероприятия. Выступления, утренники, праздники с участием детей в главных ролях, а также организация выставок и спектаклей.
- Нетрадиционные и комплексные формы изучения. Сказки или фантазии воспитателя и дошкольников, составление рассказов с конкретными персонажами, рассказывание по мотивам сказок или героев мультфильмов [1, с. 45].
Безусловно, мероприятия по патриотическому воспитанию в детском саду могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине нельзя привить детям скучными лекциями и нравоучениями, и все это необходимо учитывать при разработке плана патриотического воспитания. Так, помимо вышеперечисленного, патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться путем организации встреч с соотечественниками, писателями, художниками, героями своей Родины.
Литература:
- Буйлова, Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. — 2013. — № 6. — С. 39–48.
- Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. — 2010. — № 4. — С. 22–24.
- Комкова, Ю. А. Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности / Ю. А. Комкова, А. И. Кашкевич // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 15–16.
- Леонова, Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. — Волгоград: Учитель, 2016. — 104 с.