Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 1063 раза

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97534/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитание патриотических чувств у дошкольников является одной из задач нравственного воспитания, которое состоит в воспитании любви к близким, детскому саду, дому, родной улице, родному селу, городу и Родине. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Ведь именно от того, как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а затем и жизненные успехи взрослого человека.

Для того чтобы у ребенка сформировалась любовь к родному городу, необходимо сформировать положительное отношение к местам, где он родился и живет, развить умение видеть и понимать красоту окружающей его жизни, быть готовым учиться больше узнать об особенностях своей родины, открыть для себя людей, культуру, историю и окружающую среду. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть в результате естественного «взросления». Его развитие и формирование происходит постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и это зависит от средств и методов воспитания, условий, в которых живет ребенок [1, с.40].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из актуальнейших задач современности. При этом патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Дошкольное детство — важнейший период в становлении личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств и формируются первые представления детей об окружающем мире, об обществе и культуре. В детском саду эмоции доминируют во всех аспектах жизни ребенка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов, привить подрастающему человеку любовь к своей Родине, чтобы сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать личностью и гражданином общества.

ФГОС ДО отмечает настоятельную необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, чувствительны и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сочувствовать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Формируется духовная основа ребенка, эмоции, чувства, мышление, начинаются процессы социальной адаптации в обществе, процесс самосознания в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека наиболее благотворен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, поскольку его образы очень яркие и сильные, поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно. важное значение в воспитании патриотизма.

В любом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей является патриотическое воспитание детей. Чем раньше вы начнете осуществлять эту деятельность, тем эффективнее будет результат. Работа по воспитанию патриотизма у детей должна вестись непрерывно, и осуществить ее на практике не так уж и трудно. Патриотическое воспитание в детском саду можно осуществлять через сказки, сочинения и интересные рассказы об истории нашей страны, и даже через национальные игры и игрушки [3, с. 15].

Играя, дети не только развиваются и развлекаются, но и многому учатся, познают окружающий мир. Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников. Именно в игре можно познакомить детей с родной культурой, развить чувство патриотизма к своему краю, городу, народу.

Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и матрешки, глиняные мишки и кролики — все это учит ценить и любить ремесло своего народа и пробуждать чувство долга перед красотой, созданной руками мастеров вашей родины. Эти поистине национальные игрушки должны быть в детском саду как можно чаще, ведь именно с них начинается знакомство детей с родной культурой и творчеством, народными промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к Родине.

Даже куклы в традиционных костюмах любят свою родину. И девочкам, и мальчикам будет интересно и полезно рассмотреть красивое платье с народной вышивкой, головной убор в виде венка или кокошника, многоярусные бусы. Куклы можно сделать и сшить самостоятельно. Такие игры очень помогают в воспитании детей в патриотизме с раннего возраста.

Детей старшей и подготовительной групп детского сада уже можно приобщать к искусству родного края и страны. На занятиях рисования и прикладного искусства желательно показывать репродукции картин и скульптур художников и скульпторов нашей страны, рассказывая об их жизни и творчестве. Можно предложить детям изобразить рисунок на эту же тему любого известного собрата-художника или вылепить пластилиновую фигурку, похожую на скульптуру известного мастера [4, с.58].

В детском саду желательно организовать выставки детских работ, посвященные какому-либо национальному календарному празднику. Было бы очень интересно организовать посещение национального музея в родном городе. Детям 6–7 лет многое будет понятно и интересно, а рассказ опытного экскурсовода непременно оставит прекрасные впечатления о таком мероприятии.

Немалое значение в воспитании у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с садиком, его улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и ее символами.

Задача воспитателя — выбрать из массы полученных ребенком впечатлений наиболее доступные ему: природа и мир животных (детский сад, родной край); работа людей, традиции, общественные события и т. д. Также эпизоды, на которые обращается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными и интересными. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, учитель должен хорошо знать ее сам. Он должен продумать, что наиболее уместно показать и рассказать детям, выделяя, в частности, наиболее характерные черты данной местности или региона.

Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. В связи с этим большое значение имеет знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природным и экологическим своеобразием Кубани, Красноармейского района. Зная родину, край, его достопримечательности, ребенок учится жить в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и при этом сочетать в себе богатство национальной и мировой культуры [2, с. 23].

Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, которая позволяет каждому человеку осознать нормы поведения, особенности гражданских и общественных отношений. Относительно конкретных форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников можно выделить следующие виды воспитательной деятельности:

  1. Классические. Воспитатель рассказывает истории, дети слушают и задают вопросы.
  2. Соревновательные. Именно здесь детские викторины и турниры по рассказыванию историй могут сыграть ключевую роль.
  3. Публичные выступления. Семинары или конференции, дискуссии или интервью в форме вопросов и ответов между детьми или родителями.
  4. Имитация деятельности. Деловые игры, учебные доски и т. п., в которых дети имитируют профессии или виды деятельности в форме планового представления информации.
  5. Мероприятия. Выступления, утренники, праздники с участием детей в главных ролях, а также организация выставок и спектаклей.
  6. Нетрадиционные и комплексные формы изучения. Сказки или фантазии воспитателя и дошкольников, составление рассказов с конкретными персонажами, рассказывание по мотивам сказок или героев мультфильмов [1, с. 45].

Безусловно, мероприятия по патриотическому воспитанию в детском саду могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине нельзя привить детям скучными лекциями и нравоучениями, и все это необходимо учитывать при разработке плана патриотического воспитания. Так, помимо вышеперечисленного, патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться путем организации встреч с соотечественниками, писателями, художниками, героями своей Родины.

Литература:

  1. Буйлова, Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. — 2013. — № 6. — С. 39–48.
  2. Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. — 2010. — № 4. — С. 22–24.
  3. Комкова, Ю. А. Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности / Ю. А. Комкова, А. И. Кашкевич // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 15–16.
  4. Леонова, Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. — Волгоград: Учитель, 2016. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, окружающий мир, родной край, Родина, дошкольный возраст, патриотическое воспитание дошкольников, родная культура, родной город.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание кадет посредством творческих работ

Патриотическое воспитание при реализации личностно-ориентированного обучения

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание кадет посредством творческих работ

Патриотическое воспитание при реализации личностно-ориентированного обучения

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Задать вопрос