Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гринсонс, Е. С. Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Е. С. Гринсонс, Т. Н. Можейко, Н. Н. Остроумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84316/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.

«Патриотизм» — это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру (любовь к родным, к своему двору, улице, поселку, городу, к Родине). Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина.

Цель нравственно-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом современности.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, прежде всего, хочется отметить именно проектную технологию. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Цель — патриотическое и гражданское воспитание посредством включения воспитанников в активную проектную деятельность с использованием квест-игры.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания детей о родной стране, ее столице и малой Родине.

– закрепить знания о государственной символике: флаге, гербе, гимне России;

– формировать гражданско-патриотические чувства к стране, воспитывать гордость и уважение к историческому прошлому.

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,

– развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, создавая благоприятную обстановку для совместной деятельности детей.

Сроки — январь, февраль 2021 года

Участники — дети старших и подготовительных к школе групп

Ожидаемый результат:

  1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
  2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
  3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно — патриотического воспитания дошкольников.
  4. Обогащение предметно — развивающей среды ДОУ по нравственно — патриотическому развитию детей.
  5. Создание банка данных об оценке качества нравственно — патриотического развития детей в ДОУ.

На информационно-аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.

Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях– совместная деятельность педагога группы и детей, деятельность музыкального руководителя и детей, деятельность инструктора по физической культуре и детей, деятельность педагога-психолога и детей, совместная деятельность детей и родителей (разработка и презентация детско-взрослых проектов). Каждый блок имел четкую структуру, поставленные цели и задачи, но также стоит отметить, что все вместе они представили собой единую целостную систему, итогом которой стала линейная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики»

План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников

Название темы

Ответственный

1-й этап — диагностический

Анализ затруднений воспитателей

Старший воспитатель

Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме

Старший воспитатель

Диагностирование детей

Воспитатели, педагог-психолог

Анкетирование родителей

Воспитатели, педагог-психолог

2-й этап — организационный

Построение развивающей среды в группах, музыкальном зале, физкультурном зале, кабинете педагога — психолога

Ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Разработка дидактических игр и пособий

Воспитатели

Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед

Старший воспитатель, воспитатели

Подбор материала в методическом кабинете по теме: «Патриотическое воспитание в современном мире»

Старший воспитатель

3-й этап — практический

Проведение консультаций и семинаров для воспитателей

Старший воспитатель

Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок — передвижек, картотек

Воспитатели, музыкальные руководители, педагог-психолог, инструктор по физической культуре

Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений, составление сценария итоговой квест-игры «Разведчики»

Музыкальные руководители, инструктор по физической культуре

Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности

Музыкальные руководители,

Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр

Инструктор по физической культуре

План работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный /прогнозируемый результат

Спортивное

направление

НОД «Учимся быть солдатами»

Физминутки «Богатыри»,

физкультурный досуг «Богатырские забавы» (конкурс силачей, эстафета «Проскачи на коне», перетяни канат),

игры–соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Доставь воду на передовую», «Меткий стрелок», «Боевая тревога». Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие»

Спортивные праздники с участием пап ко Дню защитников Отечества, «Смотр строя и песни», «Зарница»

спортивных досуги с мамами — «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я спортивная семья»

Инструктор по физической культуре/ Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Формируется модель выпускника — здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Музыкально-эстетическое направление

беседы с детьми о празднике, о военных профессиях, слушание музыки по теме, рассматривание иллюстраций, разучивание песен и танцев

Песни: «Бравые солдаты» муз. А Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Шли солдаты на войну» Муз. и сл. И Русских

Танец: «Яблочко» муз. Т.Суворовой. «Фото-экскурсия» — о чем расскажут старые фотографии — для закрепления знаний о новых и старинных зданиях города»,

Создание музыкальном зале — уголка по символике России: флаг, герб, фото президента, столицы.

Музыкальный руководитель/ данные занятия способствуют приобщению детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Психолого –педагогическое направление

Педагог-психолог/«Что означает — народное единство», «Что такое Родина?», «Мы живём в России»;

«Наш город, наша малая Родина»

«Череповец- моя малая Родина»

«Достопримечательности нашего города», «Виртуальная экскурсия. Памятники нашего города», Викторина «Наша страна в истории ВОВ»

Педагог группы/ дидактические

игры «Прогулки по городу», «Найди пару», кроссворды, ребусы по теме «Улица», «Город», «Страна», пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе». Оформление папок — передвижек «Современный Череповец», «Череповец во время войны», “Из прошлого нашей страны”, ”История страны в военные годы”, «Дети войны»

Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей и бабушек»

Составление семейных фотоальбомов

«День открытых дверей»

Анкетирование «Люби и знай родной город», «Семейное чтение произведений череповецких, вологодских писателей», Конкурс семейных газет «Наша дружная семья», Экскурсии по памятным местам города, Совместный КВН «Любимый город», «Мы помним, мы гордимся»

Педагог-психолог/.Расширение представлений детей о национальных праздниках, стране и родном крае.

Педагог группы/Заинтересованность родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, включение в партнерскую деятельность с ДОУ. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

– создавать с детьми более объёмные модульные изделия.

– разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно образовательной деятельности;

– подготовить консультации для родителей.

– Участвовать в международных проектах и интернет-конкурсах детского творчества.

Художественная деятельность — это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую). Материалов для художественного творчества можно использовать разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие. Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст — возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности — глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Приложение 1

Сценарий квест-игры «Разведчики»

Цель квеста: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

Задачи:

  1. Развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещениях ДОУ;
  2. Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;
  3. Формировать социально-коммуникативные навыки — сотрудничества и доброжелательности;
  4. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;
  5. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Материалы и оборудование: 2 тубы, 2 корзины с мячиками для сухого бассейна, 2 мишени с кораблями, бинокль, рюкзак, игрушки и военные атрибуты, 2 ящика, коробка-рация, разрезные паззлы, кубики дидактические 4 шт.,Карточки с военной техникой и оружием ,

Предварительная работа:

подготовка шаблонов военной техники.

Ход праздника:

Ребята, сегодня мы с вами в честь Дня Защитника отечества поиграем в военную игру «Зарница». Станции для выполнения заданий расположены по всему детскому саду. В ходе игры вам будет нужно собрать 4 звезды, чтобы получить приз. Но карты маршрута нет! Может письмо из генерального штаба нам поможет?

Дети с воспитателем открывают письмо из генерального штаба, читают.

ПРИКАЗ «О выполнении боевого задания».

В наш детский сад проник диверсант, его цель нарушить работу учреждения, завладеть призами к Дню защитника отечества и запутать вам прохождение маршрута. Ваша задача:

  1. Найти и доставить в штаб четыре красных звезды.
  2. Обнаружить и уничтожить вражеские объекты.
  3. Восстановить объекты, испорченные диверсантом, по пути следования внимательно смотреть по сторонам, замечать новое!
  4. Вернуться в полном составе (без потерь) в расположение части.

Найти первую станцию вам поможет зашифрованная карта».

Ребята, нас с вами много и если мы пойдем выполнять задание все вместе, то враг нас может заметить. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы стать менее заметными для врага? (Идти тихо, не бежать, говорить шепотом).

В-ль: Отправляемся в путь. Впереди нас ждет много препятствий и заданий. (Дети разгадывают нахождение первой станции)

Станция № 1. ШТАБ (кабинет психолога).

Задание 1: Диверсант испортил военное оружие. Вам нужно разделиться на 4 команды и починить-собрать его. Дети собирают паззлы с изображением: автомата, гранаты, танка, зенитной установки)

Задание 2. Собираемся в разведку. Выбирается мальчик и девочка, из набора предложенных предметов собирают в рюкзаки только то, что может пригодиться военным. По окончании вместе проверяют, правильно ли собраны рюкзаки. Получают звезду.

Переход на другую станцию «Шифровка» ( на 4 перепутанных шнурах закреплены буквы и изображение мяча). Диверсант запутал и зашифровал название следующей станции. Ребята если вы распутаете узлы и прочитаете ребус, то узнаете, куда нужно идти дальше.

Станция № 2. Военный полигон (Спортивный зал).

Задание 1. «Переправь боеприпасы» Дети деляться на 2 команды по свистку переправляют шарики из корзины, через длинную тубу в ящики.

Задание 2. «Сбей цель противника» Мячами пытаются попасть по установленным мишеням. Получают звезду.

Переход на другую станцию «Почини рацию» Ребята, диверсант испортил рацию, и я не могу связаться со штабом, а вы не узнаете куда дальше идти. Разгадайте, что нужно сделать. (Из коробки с отверстиями торчат разноцветные провода. Наверху коробки схематичное изображение-ребус: свяжи, прокрути, прочитай.)

Станция № 3. Разведывательная база . (кабинет математики).

Задание «Бесшумные разведчики» Выбирается один ребенок, ему показывается картинка с изображением военной техники или оружия. Он должен без слов передать, что изображено, остальные дети отгадывают. (8 картинок)Получают звезду.

Переход на другую станцию «Прочитай шифровку » Диверсант зашифровал на доске название следующей станции. Вам нужно рассмотреть в бинокль цифру и подобрать соответствующую ей букву. По порядку выкладывая их на столе, а потом прочитать, куда двигаться дальше. (На доске изображены мелкие цифры в одну строку с пробелом. Каждой цифре соответствует какая-то буква. Нужно выложить из карточек букв слово: Музыкальный зал.)

Станция № 4. Привал. (музыкальный зал).

Ребята сколько звезд вы уже собрали? Чтобы получить последнюю и обменять её на приз, вы должны спеть песню про военных и поиграть в игру с кубиками про военные профессии. Получают звезду. Ведущий обменивает их на призы и грамоты.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  5. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  6. Е. С. Бабунова Наш дом — Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
  7. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  8. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч.№ 6–2003г
  9. Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
  10. Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  11. Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  12. Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
  13. Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  14. Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
  15. Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
  16. Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  17. Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, старший воспитатель, военная техника, музыкальный зал, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, станция, детский сад, родной город.


Задать вопрос