Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.
«Патриотизм» — это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру (любовь к родным, к своему двору, улице, поселку, городу, к Родине). Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина.
Цель нравственно-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом современности.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, прежде всего, хочется отметить именно проектную технологию. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Цель — патриотическое и гражданское воспитание посредством включения воспитанников в активную проектную деятельность с использованием квест-игры.
Задачи:
– обобщить и систематизировать знания детей о родной стране, ее столице и малой Родине.
– закрепить знания о государственной символике: флаге, гербе, гимне России;
– формировать гражданско-патриотические чувства к стране, воспитывать гордость и уважение к историческому прошлому.
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
– развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, создавая благоприятную обстановку для совместной деятельности детей.
Сроки — январь, февраль 2021 года
Участники — дети старших и подготовительных к школе групп
Ожидаемый результат:
- Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
- Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
- Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно — патриотического воспитания дошкольников.
- Обогащение предметно — развивающей среды ДОУ по нравственно — патриотическому развитию детей.
- Создание банка данных об оценке качества нравственно — патриотического развития детей в ДОУ.
На информационно-аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.
Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях– совместная деятельность педагога группы и детей, деятельность музыкального руководителя и детей, деятельность инструктора по физической культуре и детей, деятельность педагога-психолога и детей, совместная деятельность детей и родителей (разработка и презентация детско-взрослых проектов). Каждый блок имел четкую структуру, поставленные цели и задачи, но также стоит отметить, что все вместе они представили собой единую целостную систему, итогом которой стала линейная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики»
План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников
Название темы |
Ответственный |
1-й этап — диагностический |
|
Анализ затруднений воспитателей |
Старший воспитатель |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме |
Старший воспитатель |
Диагностирование детей |
Воспитатели, педагог-психолог |
Анкетирование родителей |
Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап — организационный |
|
Построение развивающей среды в группах, музыкальном зале, физкультурном зале, кабинете педагога — психолога |
Ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог |
Разработка дидактических игр и пособий |
Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед |
Старший воспитатель, воспитатели |
Подбор материала в методическом кабинете по теме: «Патриотическое воспитание в современном мире» |
Старший воспитатель |
3-й этап — практический |
|
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей |
Старший воспитатель |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок — передвижек, картотек |
Воспитатели, музыкальные руководители, педагог-психолог, инструктор по физической культуре |
Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений, составление сценария итоговой квест-игры «Разведчики» |
Музыкальные руководители, инструктор по физической культуре |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности |
Музыкальные руководители, |
Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр |
Инструктор по физической культуре |
План работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию
Вид деятельности |
Мероприятия |
Ответственный /прогнозируемый результат |
Спортивное направление |
НОД «Учимся быть солдатами» Физминутки «Богатыри», физкультурный досуг «Богатырские забавы» (конкурс силачей, эстафета «Проскачи на коне», перетяни канат), игры–соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Доставь воду на передовую», «Меткий стрелок», «Боевая тревога». Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие» Спортивные праздники с участием пап ко Дню защитников Отечества, «Смотр строя и песни», «Зарница» спортивных досуги с мамами — «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я спортивная семья» |
Инструктор по физической культуре/ Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Формируется модель выпускника — здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. |
Музыкально-эстетическое направление |
беседы с детьми о празднике, о военных профессиях, слушание музыки по теме, рассматривание иллюстраций, разучивание песен и танцев Песни: «Бравые солдаты» муз. А Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Шли солдаты на войну» Муз. и сл. И Русских Танец: «Яблочко» муз. Т.Суворовой. «Фото-экскурсия» — о чем расскажут старые фотографии — для закрепления знаний о новых и старинных зданиях города», Создание музыкальном зале — уголка по символике России: флаг, герб, фото президента, столицы. |
Музыкальный руководитель/ данные занятия способствуют приобщению детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. |
Психолого –педагогическое направление |
Педагог-психолог/«Что означает — народное единство», «Что такое Родина?», «Мы живём в России»; «Наш город, наша малая Родина» «Череповец- моя малая Родина» «Достопримечательности нашего города», «Виртуальная экскурсия. Памятники нашего города», Викторина «Наша страна в истории ВОВ» Педагог группы/ дидактические игры «Прогулки по городу», «Найди пару», кроссворды, ребусы по теме «Улица», «Город», «Страна», пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе». Оформление папок — передвижек «Современный Череповец», «Череповец во время войны», “Из прошлого нашей страны”, ”История страны в военные годы”, «Дети войны» Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей и бабушек» Составление семейных фотоальбомов «День открытых дверей» Анкетирование «Люби и знай родной город», «Семейное чтение произведений череповецких, вологодских писателей», Конкурс семейных газет «Наша дружная семья», Экскурсии по памятным местам города, Совместный КВН «Любимый город», «Мы помним, мы гордимся» |
Педагог-психолог/.Расширение представлений детей о национальных праздниках, стране и родном крае. Педагог группы/Заинтересованность родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, включение в партнерскую деятельность с ДОУ. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны |
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:
– создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
– разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно образовательной деятельности;
– подготовить консультации для родителей.
– Участвовать в международных проектах и интернет-конкурсах детского творчества.
Художественная деятельность — это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую). Материалов для художественного творчества можно использовать разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие. Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст — возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности — глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Приложение 1
Сценарий квест-игры «Разведчики»
Цель квеста: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.
Задачи:
- Развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещениях ДОУ;
- Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;
- Формировать социально-коммуникативные навыки — сотрудничества и доброжелательности;
- закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;
- Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Материалы и оборудование: 2 тубы, 2 корзины с мячиками для сухого бассейна, 2 мишени с кораблями, бинокль, рюкзак, игрушки и военные атрибуты, 2 ящика, коробка-рация, разрезные паззлы, кубики дидактические 4 шт.,Карточки с военной техникой и оружием ,
Предварительная работа:
– подготовка шаблонов военной техники.
Ход праздника:
Ребята, сегодня мы с вами в честь Дня Защитника отечества поиграем в военную игру «Зарница». Станции для выполнения заданий расположены по всему детскому саду. В ходе игры вам будет нужно собрать 4 звезды, чтобы получить приз. Но карты маршрута нет! Может письмо из генерального штаба нам поможет?
Дети с воспитателем открывают письмо из генерального штаба, читают.
ПРИКАЗ «О выполнении боевого задания».
В наш детский сад проник диверсант, его цель нарушить работу учреждения, завладеть призами к Дню защитника отечества и запутать вам прохождение маршрута. Ваша задача:
- Найти и доставить в штаб четыре красных звезды.
- Обнаружить и уничтожить вражеские объекты.
- Восстановить объекты, испорченные диверсантом, по пути следования внимательно смотреть по сторонам, замечать новое!
- Вернуться в полном составе (без потерь) в расположение части.
Найти первую станцию вам поможет зашифрованная карта».
Ребята, нас с вами много и если мы пойдем выполнять задание все вместе, то враг нас может заметить. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы стать менее заметными для врага? (Идти тихо, не бежать, говорить шепотом).
В-ль: Отправляемся в путь. Впереди нас ждет много препятствий и заданий. (Дети разгадывают нахождение первой станции)
Станция № 1. ШТАБ (кабинет психолога).
Задание 1: Диверсант испортил военное оружие. Вам нужно разделиться на 4 команды и починить-собрать его. Дети собирают паззлы с изображением: автомата, гранаты, танка, зенитной установки)
Задание 2. Собираемся в разведку. Выбирается мальчик и девочка, из набора предложенных предметов собирают в рюкзаки только то, что может пригодиться военным. По окончании вместе проверяют, правильно ли собраны рюкзаки. Получают звезду.
Переход на другую станцию «Шифровка» ( на 4 перепутанных шнурах закреплены буквы и изображение мяча). Диверсант запутал и зашифровал название следующей станции. Ребята если вы распутаете узлы и прочитаете ребус, то узнаете, куда нужно идти дальше.
Станция № 2. Военный полигон (Спортивный зал).
Задание 1. «Переправь боеприпасы» Дети деляться на 2 команды по свистку переправляют шарики из корзины, через длинную тубу в ящики.
Задание 2. «Сбей цель противника» Мячами пытаются попасть по установленным мишеням. Получают звезду.
Переход на другую станцию «Почини рацию» Ребята, диверсант испортил рацию, и я не могу связаться со штабом, а вы не узнаете куда дальше идти. Разгадайте, что нужно сделать. (Из коробки с отверстиями торчат разноцветные провода. Наверху коробки схематичное изображение-ребус: свяжи, прокрути, прочитай.)
Станция № 3. Разведывательная база . (кабинет математики).
Задание «Бесшумные разведчики» Выбирается один ребенок, ему показывается картинка с изображением военной техники или оружия. Он должен без слов передать, что изображено, остальные дети отгадывают. (8 картинок)Получают звезду.
Переход на другую станцию «Прочитай шифровку » Диверсант зашифровал на доске название следующей станции. Вам нужно рассмотреть в бинокль цифру и подобрать соответствующую ей букву. По порядку выкладывая их на столе, а потом прочитать, куда двигаться дальше. (На доске изображены мелкие цифры в одну строку с пробелом. Каждой цифре соответствует какая-то буква. Нужно выложить из карточек букв слово: Музыкальный зал.)
Станция № 4. Привал. (музыкальный зал).
Ребята сколько звезд вы уже собрали? Чтобы получить последнюю и обменять её на приз, вы должны спеть песню про военных и поиграть в игру с кубиками про военные профессии. Получают звезду. Ведущий обменивает их на призы и грамоты.
Литература:
- Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Е. С. Бабунова Наш дом — Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
- Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч.№ 6–2003г
- Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
- Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.