Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришанова, Н. В. Патриотическое воспитание через проектную деятельность в дошкольном учреждении / Н. В. Гришанова, Т. Ф. Евстратова, О. С. Небороченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97731/ (дата обращения: 16.12.2024).



Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно не опоздать…

И. Агеева

Дошкольное детство — это уникальный период жизни человека, во время которого закладывается основа его дальнейшего жизненного пути, и от того, насколько опытные и компетентные взрослые окажутся рядом с детьми зависит, какие граждане нашей страны будут дальше осуществлять путь ее благополучия и процветания.

В настоящее время тема патриотического воспитания актуальна и является приоритетной в направлении государственной политики. Ведь ребенок не рождается патриотом, он им становится, если слышит и знает с самого детства о своих предках, о своей стране, наблюдает за проявлениями чувства гордости за свою страну.

В силу своих возрастных особенностей ребенок, еще не понимая суть, но улавливая характер, подачу и мнение взрослого, уже считает, что хорошо, что плохо. И хотя многие впечатления еще не осознаны им до конца, но, пропущенные через детское восприятие, они имеют большое значение в становлении личности патриота своей страны.

В МДОУ д/с № 70 г. Волжского Волгоградской области организационно-педагогическим условием реализации программы является педагогический проект, в который включены все участники образовательных отношений: родители — дети-педагоги. Надо отметить, что все образовательные мероприятия, учитывая возрастную специфику, реализуются как «образовательные события». В содержании события лежат ценностные основы, которые заставляют проживать событие, пропустить его через себя, рассмотреть его смысл.

Приведем пример педагогического проекта «Защитники Отечества», направленного на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по образовательному событию «День защитников Отечества». По календарю 23 февраля отмечается День воинской славы России — День защитника Отечества. Во многих образовательных учреждениях этот праздник проходит в спортивно-развлекательной форме. Так было и в МДОУ д/с № 70, пока не представили его смысловое значение в ином русле.

Цель проекта: помочь детям увидеть, кто такой защитник Отечества, каким он должен быть: не в силе богатырской, а в силе духа и силе воли его суть. Были поставлены следующие задачи: познакомить детей с историческими личностями — защитниками Отечества, проследить проявление богатырской силы в произведениях искусства (литературе, музыке, изобразительном искусстве), тренировать в детях упорство, самоограничение в своих желаниях, дать детям возможность представить образ защитника Отечества в собственном понимании.

Актуальность темы рассматривается с позиции формирования представления у детей, что защитники Отечества или богатыри были и будут всегда, но ими надо стать.

В наше время, к сожалению, служить в армии хотят не все. Профессия военного не престижна. А как было раньше?

Испокон веков в семье было так: отец тот, от которого исходит сила духа, мать тыл сохраняет, она помощница защитнику своими мыслями, молитвами, его внутренний стержень. От нас, взрослых, зависит, станут ли наши мальчишки защитниками Отечества, богатырями земли русской. Ведь защитник — это тот, кто защищает, а не нападает. Наша армия готовит своих воинов не к нападению, а к защите. Врага побеждают не только силой, но больше и чаще умом, дисциплиной, знаниями боевой техники, смекалкой и хитростью и именно в этом таится русская сила богатырская — в силе воли и духа богатыря. Они ответственны за Отечество. В этом суть Отечества, которое мы защищаем, и оно должно мирно жить. Но зло всегда будет рядом, не надо грезить и мечтать, что его нет. И мы должны быть готовы дать ему отпор.

Зло в наше время — это страшное слово «война». Чтобы победить его, надо готовить себя и в первую очередь, готовиться душой и сердцем. Богатырь, защитник Отечества, как раз и умеет победить зло в себе и вокруг. Вера — вот что объединяет защитников Отечества. Вера в себя, в свою дружину, в свой народ, в свою родину. Защитником Отечества может стать каждый, главное не потерять суть и смысл, вложенный в это понятие.

Особое внимание стоит обратить на участие родителей в этом проекте, т. к. он несет в себе не столько информационный, сколько воспитательный потенциал и заставляет задуматься, а станет ли мой ребенок защитником Отечества. Перед реализацией проекта было проведено анкетирование среди родителей, где было два вопроса: кто такой, по вашему мнению, защитник Отечества и каким он должен быть. Анализ анкет показал, что у родителей не четко сформирован образ защитника, но в тоже время надо отметить, что нынешнее поколение молодых родителей все-таки имеют представление о нем, пусть даже общее. После реализации проекта было проведено такое же анкетирование, результаты которого показали, что родители никогда так глубоко не задумывались о значении праздника, определились, какие качества нужно развивать в детях, чтобы носить гордое имя «защитник Отечества».

Содержание события информирует о защитниках разного времени, от былинного до настоящего времени. Надо обратить внимание на то, как дети вошли в проект, т. к. это очень важный момент восприятия информации. Родители приняли участие в социальной практике в детском саду и семье, которая заключалась в воспитании и тренировке в детях силы воли и силы духа: девочкам предложили прочувствовать эпоху богатырей через образ русской девицы — русский сарафан, вплетенная в косу лента, что выражает скромность, неспешность, несуетность, а мальчикам — тренировать силу духа через закаливание холодной водой и ежедневную утреннюю гимнастику. Силу воли начали все тренировать с малого: отказа от сладкого на неделю. Таким образом, когда родители вместе с детьми готовились к проекту, дети находились в предвкушении, что предстоящая неделя будет необычной и были готовы погрузиться в проект.

Стоит отдельно остановиться на взаимодействии с родителями в проекте — социальных практиках. Это ситуации, в которых ребенок в сотрудничестве со взрослым получает опыт социальной жизни на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Предложение сшить сарафан девочкам подразумевало поиск — что это за одежда, какой сарафан считается русским народным и т. д. Родители ищут информацию, дети задают вопросы по ходу работы. Это мамино задание. Здесь же она и подскажет, как красиво можно косу заплести, что сарафан надо уметь носить. Кроме этого, надо было вспомнить колыбельные песни. Да не простые, а со смыслом. Предложенный буклет для родителей подсказал, какой должна быть колыбельная и на каком сайте можно прослушать их. Для пап не менее важное было предложение — вспомнить годы своей военной службы: где служили, в каком звании. Естественно, времени немало прошло, надо было вспомнить, полистать фотоальбомы, ну а здесь и дети тут как тут. Наверняка и дедушку вспомнили, как он воевал, как это почетно — быть защитником Отечества. Так собралась вся семья, пообщались, вспомнили былые времена. Как редко в настоящее время это происходит в семьях, а проект всех объединил.

Дети во многом берут пример со взрослых, и тренировка силы воли в отказе от сладкого оказалась не всем под силу. Родители по ходу проекта делились, что дети в большей степени обладают контролем над ситуацией, нежели взрослые, и скорее в силе воли надо брать пример с них.

Таким образом, родители включились в проект, а в его завершении, на празднике, оформили открытку «Защитники Отечества», цель которой была отразить суть проекта: мужчины — защитники, мальчики — будущие защитники в центре газеты — это оплот нашей Родины, а мамы и девочки по краю газеты как поддержка, опора мужчинам. Это продукт родителей.

Дети на заключительном этапе мастерили богатырское поле, на которое помещали своего богатыря. Это собирательный образ и из рассказов детей было понятно, что они вложили в свой образ защитника не только богатырскую силу, но и внутренние качества, характеризующие защитника Отечества. Т. е., у детей сложился внешний образ и внутреннее состояние богатыря. Это продукт детей.

Особое внимание стоит обратить на праздник, которым закончился проект «Защитники Отечества». В традиционном понимании праздник — это развлечение. Т. к. образовательное событие рассматривалось со смысловой стороны, то и организация праздника прошла несколько в иной форме. Чтобы воедино связать все дни проживания в проекте еще раз, в содержание праздника вошли значимые элементы этих дней, а за идею взяли создание общей открытки «Защитники Отечества». Первым поместили образ богатыря Ильи Муромского, потому что с него начался проект. Затем образ святого Александра Невского. Интересно было наблюдать за родителями, когда дети рассказывали о нем. Они отметили, что узнали некоторые исторические факты из жизни А. Невского. Затем на открытке появился образ современного защитника, и папы поделились со всеми рассказами о своей службе. Дети где-то добавляли какие- то детали, и невооруженным взглядом было заметно, какая гордость их переполняет, что они тоже имеют отношение к этому событию. Не только мужчины были на открытке. Появились фотографии бабушек. Ведь они растили защитников, закладывали силу духа и силу воли в сердце богатырское, ключик к сердцу подбирали через колыбельные. Мамы спели колыбельные своим будущим защитникам. Важно отметить, что мамы продумали свои колыбельные, для них это не просто песенка, а своего рода пожелание, напутствие на дальнейшую жизнь своего ребенка, каким бы она хотела его видеть в будущем. Так сложилась открытка «Защитники Отечества». Также на празднике вместе с родителями дети сделали медаль для защитника Отечества и на вопрос «Кому вы вручили бы эту медаль?» однозначным был ответ: папе, деду, дяде… Т. е., было понятно, что медаль для всех присутствующих это в первую очередь, военная награда, ее вручают за боевые заслуги, и пусть она бумажная, но адресат у нее один — защитник Отечества.

Праздник родители покидали в молчаливой задумчивости, что вызвало неоднозначную реакцию у педагогов. Но в ходе беседы, делясь впечатлениями о празднике, родители дали понять, что проект заставил их задуматься: вырастет ли их ребенок защитником Отечества, что еще для этого нужно сделать. Это подтвердило актуальность педагогического проекта «Защитники Отечества» для всех участников образовательных отношений, проект будет разработан на все возрастные группы детского сада.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2004.
  2. Затямина Т. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания от 3 и до 7 лет. Издание 2-е, дополненное и переработанное. /Т. А. Затямина — Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2018.
  3. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. — Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников [Текст]: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. — Изд. 2-е, перераб. — Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): защитник Отечества, ребенок, проект, родитель, сила воли, сила духа, время, педагогический проект, богатырская сила, детский сад.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Гражданское и патриотическое воспитание детей, через организацию проектной деятельности в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Организация воспитательной деятельности в интегрированном образовательном пространстве

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Гражданское и патриотическое воспитание детей, через организацию проектной деятельности в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Организация воспитательной деятельности в интегрированном образовательном пространстве

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей

Задать вопрос