В статье автор делится опытом гражданско-патриотического воспитания через проектную деятельность.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, кадеты.
- Законодательная база гражданско-патриотического воспитания
Проект гражданско-патриотического воспитания «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!» разработан в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования, Уставом кадетского корпуса и Кодексом кадетской чести.
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
- Актуальность темы
Проект гражданско-патриотического воспитания «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Актуальность кадетского воспитания обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Воспитание личности гражданина и воспитание долга защитника Отечества становятся приоритетными направлениями государства и системы образования. Поэтому, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности — любовь к Отечеству, уважение к ратному труду, готовность к воинской службе, ответственность и справедливость, национальную и религиозную терпимость возникла потребность во взаимодействии ФГКОУ СПб КВК МО РФ и образовательных учреждений как интегрирующих центров совместной воспитательной деятельности.
Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания подростков и молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства.
- Новизна.
Суть работы заключается во взаимодействии со школьниками, привлечении гражданской молодежи в кадетское движение, путем проведения совместных воспитательных, военно-спортивных мероприятий, строевых занятий, изучения традиций кадетского движения, пропаганду здорового образа жизни.
- Проблема.
Как значительно активизировать ослабленное за последние годы, но имеющее жизненно важное для общества направление — воспитание молодого человека сознательным и достойным гражданином своего Отечества, бережно и с уважением, относящимся к традициям, истории и культуре своего народа.
- Гипотеза
Если создадим условия для открытия школьниками знаний и представлений о кадетской жизни, обеспечим возможность участия в совместных жизненных событиях, то сможем пробудить в современных школьниках интерес и уважение к будущим защитникам Родины, тем самым сохраним вековые традиции и нравственные ценности российской истории и армии.
Цель проекта:
Создание условия для развития гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей посредством знакомства школьников с кадетским движением.
Основные задачи проекта:
– Способствовать углублению знаний и представлений о кадетском движении, его традициях.
– Создать условия для становления юных патриотов в тесном взаимодействии:
семья — школа — воспитанники кадетского корпуса.
– Развивать физические и нравственные качества посредством совместного участия в военных, спортивных состязаниях, культурно-досуговых мероприятиях.
Направления работы
-
Гражданско-патриотическое:
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Культурно — патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
- Культурно-историческое предполагает работу по следующим направлениям:
– Создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;
– Воспитание толерантности к людям разных народностей и религий.
- Спортивно-оздоровительное:
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Возраст детей, участвующих в организации проекта.
Сроки реализации.
Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!» рассчитана на 2 года. Проект ориентирован на воспитанников кадетского корпуса 8 класса, учащихся с 5 по 9 класс, педагогов и родителей СОШ г.Санкт-Петербурга.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются коллектив воспитателей ФГКОУ СПб КВК МО РФ, педагоги, кураторы, классные руководители, учащиеся СОШ и их родители.
Методическое обеспечение
Введение военной составляющей в образовательную программу корпуса является ее отличительной особенностью и эффективным способом для получения знаний, формирования навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения кадет в военно-образовательных учреждениях Министерства обороны, привития им волевых, командирских и методических качеств, позволяющих выполнять обязанности младших командиров курсантских подразделений.
Патриотическое воспитание — сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста воспитанников.
Работу можно разделить на несколько этапов.
Первый этап— 5, 6 классы. Ведущей формой деятельности на данном этапе будет игровая, введение в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, семейным ценностям, трудолюбия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Второй этап— 7, 8, 9 классы. На втором этапе продолжается формирование системы ценностей и установок поведения кадета, приобретаются основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих, исследовательских проектов, посещения экскурсий, сотрудничеством с общественными организациями.
Третий этап— 10, 11 классы. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; формировали здоровый образ жизни, понимание своей роли и места в служении Отечеству; развивали основные качества, свойства, навыки, привычки, необходимые для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
Комплекс мероприятий
Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: проведение классных часов и бесед, коллективных тематических бесед, информирования, уроков мужества, дискуссий, круглых столов, посвященных Дням воинской славы и памятных дат; обсуждение фильмов и книг военной тематики, экодесанты по уборке территорий мемориалов и памятников. Проведение памятных дней: День Победы, День вывода войск из Афганистана (фотовыставка Афганская война), День защитников Отечества. Участие в концертах и праздничных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы. Участие в смотре строя и песни. Участие в спортивно-массовых мероприятиях «А ну-ка, парни»; в сдаче норм ГТО. Участие в акции: «Бессмертный полк». Участие в конкурсах рисунков, стихов, фотовыставках, в конкурсах чтецов, инсценированной песни на военно-патриотическую тематику. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, тружениками тыла; ветеранами Афганской войны; участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; с активистами общественной поисковой организации.
Можно уверенно сказать о том, что поставленные цели патриотического воспитания могут быть достигнуты только при условии комплексного подхода на постоянной основе. Кадеты с удовольствием встречаются и участвуют в совместных мероприятиях со школьниками.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М. В. Видякин. — Волгоград: «Учитель», 2006.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. — № 7.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И. А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007–2008 уч.год.
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., Просвещение, 1985.
- Сухомлинский В. А. Верь в человека. — М., 1960.
- Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. — М, 2001.
- Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2013
- Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. / По ред. Н. И. Резника — М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.