И зучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Миненко Екатерина Юрьевна, кандидат технических наук, доцент
Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. Н. Хрулева в г. Пензе (г. Пенза)
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны», разработан проект «Пенза в солдатской шинели».
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, курсанты, воспитание.
В свете последних международных событий президентом Российской Федерации В. В. Путиным постоянно подчеркивается особая актуальность и необходимость развития и совершенствования патриотического направления. 2022 год — Россия и другие страны праздновали День Победы.
В этот день закончилась самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. Для нашей страны это была Великая Отечественная Война, которая затронула судьбы всех граждан бывшего Советского Союза. В тылу и на фронте, на оккупированной территории, страна сражалась за свою независимость, за право быть людьми, за своё, а значит, и наше с вами будущее. И пусть капитуляция фашистской Германии была подписана 8 мая 1945 года, а 9-го церемония была повторена; пусть местные (локальные) боевые действия продолжались до конца мая; пусть ещё продолжалась Вторая мировая война, она закончилась капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года — весь мир ликовал и праздновал Победу. Во Второй мировой войне участвовало 61 государство, задействовано было 80 % населения Земного шара, в воюющие армии было мобилизовано 110 млн. чел., погибло более 50 млн. чел.
Рис. 1. Актуальность выбранного исследования
В настоящее время формирование патриотизма является одним из актуальных направлений воспитания в школе, а потом в вузе. А подвиги защитников Родины всегда являлись самыми действенными в развитии патриотизма у современной молодежи.
Рис. 2. Проведение парада 9 мая
Нами проведено изучение уровня патриотизма у курсантов в сентябре-октябре 2022 года. В исследовании приняли участие курсанты 1–2 курса. Использована анкета «Отечество мое — Россия»
По результатам анкеты можно сделать следующие выводы:
– курсанты понимают, что понятие «патриот» имеет положительный смысл;
– курсанты отмечают, что именно семья и школа влияют на первичное формирование патриотизма;
– патриотизм у курсантов носит нестабильный характер: воинствующий, пассивный патриотизм; индивидуализм.
Для формирования патриотизма разработан проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны», где курсанты привлекаются в роли рассказчиков; сами ищут информацию.
Рис. 3. Фрагмент проекта «Дети-герои ВОВ»
Для формирования патриотизма разработан проект «Пенза в солдатской шинели», где курсанты привлекаются в роли рассказчиков; сами ищут информацию, используют личный опыт, опыт родственников, краеведческий материал.
Рис. 4. Фрагмент проекта «Пенза в солдатской шинели»
Также были разработан экскурсионный маршрут по памятникам города Пензы, посвященным событиям и героям Великой Отечественной войны с выездом на место или виртуальный; тексты лекций на каждом памятнике.
Рис. 5. Фрагмент проекта «Пенза в солдатской шинели»
Реализация проекта повышает эффективность формирования патриотизма современной молодежи.
Таким образом, для формирования активной жизненной позиции гражданина-патриота необходимо совершенствовать воспитательную работу в школе, потом в вузе, вовлекая молодежь в роли рассказчиков, организаторов; смещая акцент на самостоятельность курсантов в поиске информации, используя личный опыт курсантов, опыт их родственников, краеведческий материал.