Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 12.11.2016

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Мирзаев, А. А. Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза / А. А. Мирзаев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11371/ (дата обращения: 21.11.2024).



На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.

Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическое воспитание, курсант, патриот, патриотизм, патриотическое воспитание

В последнее десятилетие в Российской Федерации проводится активная целенаправленная деятельность по патриотическому воспитанию всех категорий населения страны. Особое внимание в проводимой воспитательно-патриотической деятельности уделяется молодежи, студентам и курсантам средних и высших учебных заведений. Величайшими достижениями проводимой государством работы являются:

− разработка и утверждение высшими органами государственной власти работоспособной нормативно-правовой базы патриотизма и патриотического воспитания, насчитывающей более 30 федеральных законов и других правовых актов;

− возвращение патриотизма в воспитательный арсенал государства, социума, отечественной науки, военного дела;

− создание и приведение в действие общегосударственной, ведомственных, региональных, местных, вузовских и других систем патриотического воспитания;

− вовлечение в воспитательно-патриотической деятельности всех должностных лиц и общественных организаций, ветеранов войн и Вооруженных Сил РФ;

− наличие пятилетних Государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В настоящее время такая программа рассчитана на 2016–2020 годы;

− системно-плановое воспитание новых поколений в духе патриотизма, любви к Родине, активного участия в укреплении экономической и оборонной мощи государства, формирование готовности к вооруженной защите Отечества от внешнего врага.

В действующих ныне законодательных актах патриотизм определен как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [2].

Сущностное значение данного определения заключается в том, что в нем впервые после 70-х годов ХХ века, вновь возвращено положение о формирования готовности к самопожертвованию у защитника Отечества которое было убрано из дефиниций патриотизма. Самопожертвование рассматривается не как простая и напрасная гибель воина, а как героическая гибель в бою, в процессе совершения подвига, как высший уровень проявления любви к России, российскому народу, демонстрация воином-героем стойкости, храбрости, неустрашимости, мужества, отваги, ненависти к врагу, презрения к смерти ради победы над агрессором.

В современных условиях патриотизм как уникальное явление нашего социума, его ренессанс позволит дать новый, активно-действенный импульс отрезвлению и духовно-нравственному оздоровлению всех слоев народа, формированию в России единого гражданского общества, активизации молодежи, осознания ею судьбоносной роли и ответственности за будущее Отечества, сохранения независимости и свободы народа.

Изучение основных документов патриотической сферы [1–3] позволяют определить основные характерные особенности патриотизма:

− непременное проявление в поступках и в деятельности человека;

− выступает нравственной основой жизнеспособности государства, важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества;

− обеспечивает активную гражданскую позицию личности, её готовность к самоотверженному служению Отечеству в мирное и особенно в военное время;

− как социальное явление служит цементирующей основой существования и развития любых наций и государственности;

− сочетает лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству;

− устанавливает неразрывную связь с интернационализмом, отрицает национализм, сепаратизм и космополитизм;

− является особой формой направленности личности, её самореализации и социального поведения, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества;

− обусловлен сознательностью и добровольностью принимаемой позиции граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества в России.

В то же время патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи следующие особенности: высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе [2].

Опыт последних двух десятилетий ХХ века подтверждает, что недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Придание патриотизму статуса «общенациональной идеи» [4] требует активизации и усиления процесса патриотического воспитания учащейся молодежи.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов [2].

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [1] среди важнейших задач определяет: развитие военно-патриотического воспитания (ВПВ) граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями). Для этого необходимо:

− сформирование действенной системы непрерывного ВПВ детей и молодежи;

− обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

− содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;

− развитие и активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;

− изучение и внедрение передового опыта в практику ВПВ молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;

− развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

− обновление нормативно-правовой базы министерств и ведомств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями и общественными объединениями патриотической направленности в целях выполнения задач ВПВ и подготовки молодежи к защите Отечества;

− развитие активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов шефской работы, создание условий для повышения ее эффективности в деле укрепления сотрудничества гражданских и военных, а также ветеранских организаций, повышения престижа воинской службы;

− совершенствование научно-методической базы шефской работы;

− оценку эффективности использования объектов, предназначенных для ВПВ и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты.

Анализ руководящих документов [1–3] показывает, что специфика патриотического воспитания курсантов морского вуза определяется:

− приоритетностью патриотического воспитания курсантов в общей системе обучения и воспитания в современном морском вузе;

− систематической и целенаправленной деятельностью руководства вуза и общественных организаций по формированию у курсантов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

− обладанием высоким уровнем комплексности, охватом своим воздействием молодого поколения будущих специалистов морского транспорта, пронизыванием всех стороны жизнедеятельности учащихся морского вуза: учебную, политическую, духовную, спортивную, общественную;

− формированием у каждого курсанта общественно значимых ориентаций и ценностей, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоления чуждых явлений, разрушающих устои государства;

− направленностью на создание условий для национального возрождения России как великой державы, активное участие в котором обязан принять каждый курсант как гражданин-патриот Отечества.

Основываясь на нормативно-правовую базу патриотизма можно конкретизировать основные требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза:

− процесс ВПВ курсантов-моряков следует проводить в существующей и действующей в вузе единой и целостной системе патриотического воспитания;

− под термином «военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать системно-плановую, целенаправленную и скоординированную деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава учебного заведения, действующих в вузе общественных организаций по формированию у курсантов государственно-патриотической позиции, патриотического мировоззрения, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время;

− главная цель ВПВ — развитие у курсантов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности;

− основные задачи ВПВ:

а. проведение организаторской и воспитательной деятельности по созданию условий для эффективного воспитания как настоящих граждан-патриотов, достойных защитников Отечества в мирное и военное время;

б. утверждение в сознании и чувствах курсантов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной и военной службы;

в. обеспечение оптимальных условий развития у курсантов верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

г. создание механизма, обеспечивающего эффективную подготовку курсантов к воинской службе в качестве действующего военнослужащего или воина запаса.

Основные положения руководящих документов [1–3] позволили определить содержание и основные направления ВПВ курсантов морского вуза:

  1. Изучение героической истории Отечества и Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Изучение воинских и боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.
  3. Формирования у курсантов морально-психологической и физической готовности к службе в армии и на флоте в качестве действующего, профессионального военнослужащего или военнослужащего запаса, а также готовности и способности к защите Отечества в условиях военного времени.
  4. Героико-патриотическое воспитание,ориентированное на популяризацию профессии офицера Вооруженных Сил РФ — защитника Отечества, как героической профессии, пропаганду знаменательных героических и исторических дат военной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям старших поколений и основанными ими традициям.
  5. Спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование необходимых качеств для военного службы и готовности к защите Родины.
  6. Поисковая работа по местам боев, поиск и захоронений остатков воинов, павших на полях сражений за оборону Новороссийска и Краснодарского края.

Таким образом, уяснение и конкретизация требований руководящих документов по военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза позволят более основательно и результативно организовать процесс воспитательно-патриотической деятельности, подготовке нового отряда надежных защитников Отечества.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг». [Электронный ресурс] / http://government.ru/media/files/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. — 2003. — 5 июля.[Электронный ресурс]/http://www.rosvoencentr-rf.ru (Дата обращения: 02.10. 2016).
  3. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70.[Электронный ресурс] / http://www.rosvoencentr-rf.ru(Дата обращения: 02.09 2016).
  4. Путин, В. В. Патриотизм — «это и есть национальная идея» / В. В. Путин [Электронный ресурс] /http://tass.ru/politika/2636647 (Дата обращения: 09.10 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, морской вуз, военная служба, военное время, военно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание курсантов, государственная служба, защита Отечества, Россия.

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание учащихся

В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения ...

Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений

Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания патриотизма у курсантов высших военных заведений. Показана значимость патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания в высшем военном зав...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации

Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

О разработке образовательных технологий по формированию военно-патриотической культуры курсантов за счет влияния образа и традиций князя Александра Невского

В статье предложены пути решения в вопросе военно-патриотического воспитания курсантов высших военных учебных заведений, предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательных педагогических технологиях, по формированию па...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание учащихся

В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения ...

Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений

Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания патриотизма у курсантов высших военных заведений. Показана значимость патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания в высшем военном зав...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации

Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

О разработке образовательных технологий по формированию военно-патриотической культуры курсантов за счет влияния образа и традиций князя Александра Невского

В статье предложены пути решения в вопросе военно-патриотического воспитания курсантов высших военных учебных заведений, предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательных педагогических технологиях, по формированию па...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...