Вторая мировая война навсегда разделила мир на «до» и «после» войны. Послевоенный мир стал другим. Позже он ещё не раз менялся. Но День Победы остается священным праздником для всего человечества. К сожалению, с каждым годом таких людей становится всё меньше; их ордена и медали хранятся в музеях, в коробочках и шкатулках, попадают в частные коллекции; их рассказы остаются в семейных преданиях и постепенно забываются.
Необходимо отметить, что подвиги защитников Родины всегда являлись самыми действенными в развитии чувства патриотизма у подрастающего поколения .
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, военнослужащие.
В современных социально-экономических и политических условиях проблема патриотизма становится актуальной. Перед тем, как приступить к исследованию, автор попытался определиться с понятием «патриотизм». Проанализировав имеющуюся в нашем распоряжении литературу, мы пришли к выводу, что определений данного понятия множество.
Например, в философском словаре дается следующее толкование: «Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [1, с. 358].
В словаре по этике: «Патриотизм — это социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее исторического прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальной и культурной традициям» [2, с. 244].
В педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [3, с. 109].
Автор сформулировал следующее: патриотизм — это привязанность к местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к своему родному языку; забота об интересах своего Отечества; преданность Родине; гордость за культурные и социальные достижения своей страны; отстаивание свободы и независимости, чести и достоинства страны; стремление действовать во благо укрепления и развития Родины; уважительное отношение к ее историческому прошлому, обычаям и традициям своего народа.
Следует также дать определение патриотического воспитания. Автор рассматриваем данный процесс как воздействие на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах воинов Отечества, любви к национальным символам страны, непримиримость к врагам государства. В основе патриотического мировосприятия лежит историческая память, воспоминания и наиболее яркие эпизоды прошлого народа.
На современном этапе становления гражданского общества гражданско-патриотическое воспитание является одним из ведущих направлений государственной политики Правительства РФ. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и т. п.
Патриотическое воспитание там определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].
Наряду с патриотическим воспитанием в современной России одной из важнейших государственных задач является формирование гражданственности. Сформированность гражданственности может выражаться в заинтересованности граждан в собственном благополучии, а также безопасности государства и общества; патриотизме как определенной системы эмоционально окрашенных отношений граждан, связанных с чувством любви к Родине; активной гражданской позиции по отстаиванию своих конституционных гражданских прав и равной меры ответственности за исполнение (неисполнение) гражданского долга.
Из вышеизложенного следует, что гражданско-патриотическое воспитание молодежи современной является необходимым и сложным аспектом воспитательного процесса.
Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в настоящее время ставят перед современной педагогикой сложные задачи. Одни из них волновали учёных и педагогов издавна и были предметом дискуссий у нас и за рубежом, другие возникли в связи с кардинальными социальными переменами развития общества. Переход от официальной идеологии к историческому плюрализму, исчезновение старых дисциплин, появление новых, ещё не до конца оформившихся, привело к дискуссиям среди учёных и практиков. Это относится и к современным задачам, стоящим перед гражданско-патриотическим воспитанием, которые отличаются сегодня сложностью и противоречивостью.
Анализ ситуации, сложившейся в современном обществе, показывает: проблема формирования гражданско-патриотического мировосприятия осложняется дискредитацией в глазах молодёжи образа Родины. Сегодня периодически в средствах массовой информации мы наблюдаем следующую картину: подвергнуты сомнению дела и свершения старшего поколения; безосновательно объявлены неэффективными и даже вредными методы и формы работы в рамках с молодежью патриотического воспитания, возникшие в советское время; производится подмена понятий, появляются двойные стандарты; сформировалось негативное отношение к армии; сузился круг участников гражданско-патриотического воспитания, который ограничивается в основном школой, институтом и армией.
К сожалению, с начала 1990-х гг. слово «патриот» стало синонимом реакционности и консервативности. Отрицательно на патриотическом воспитании молодежи сказалась отмена школьного курса «Начальная военная подготовка» (НВП), который считался несовместимым с демократизацией общества. Заменивший НВП предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на уровне обучения не дает будущему защитнику Родины достаточных знаний, умений и навыков и не формирует в полной мере гражданско-патриотические качества личности гражданина. Стала происходить деформация внутреннего мира личности граждан, жизненных основ существования отечественного общества — духовности, нравственности; история, ее героические события, выдающиеся личности, величайшие свершения утратили силу нравственного и патриотического идеала.
Учебный и воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть пронизан духом идейности. Особенно недопустимо, когда в некоторых учебниках (А. Кредера, П. Мишина, Л. Жарова, Н.Загладина, в телесериале В. Правдюка, в книгах А. Лебединцева и Ю. Мухина «Отцы-командиры», Б. Красильникова «Разгром Советского Союза» и др.) наша страна объявляется виновником развязывания Второй мировой войны, освободительная миссия Советских Вооруженных Сил изображается как оккупационная, огульно охаивается офицерский корпус» [5, с. 175].
Нравственные, патриотические и профессиональные основы личности курсанта закладываются непосредственно в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Именно в это время при эффективной организации данного процесса происходит их превращение в истинных патриотов своей Родины. Мотивы для развития личности молодежи могут быть различными. Например, патриотизм; любовь к Родине; осознание персональной ответственности за обеспечение независимости и безопасности Отечества; гражданственность; чувства долга, ответственности, достоинства, чести; товарищество и др. Педагогическому составу необходимо сформировать у молодежи внутреннюю мотивацию, в качестве которой может выступать творческий интерес.
Таким образом, результатом гражданско-патриотического воспитательного процесса курсанта является формирование всесторонне развитой личности.
Литература:
- Философский словарь / Ред. И. Т. Фролов. М.: Республика, 2001. 719 с.
- Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 672 с.
- Концептуальная часть пятой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» // Российский государственный историко-культурный центр при Правительстве РФ. URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/obobshchennye-doklady/gosprogramma-pvg-rf-2021–204/kontseptualnaya-chast-programmy.php
- Абышкин, А. А. Патриотическое воспитание курсантов военных образовательных учреждений // Мир образования — образование в мире. 2012. № 3 (47). С. 172–179.