В статье воспитатели акцентируют свое внимание реализацию задач патриотического воспитания воспитанников нахимовского военно-морского училища. Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеурочной деятельности реализовано в филиале посредством предметной недели отдельных предметов; дополнительного образования; организации проектной деятельности; летней учебной практики; занятий внеурочной деятельности.
Ключевые слова: нахимовец, патриот, патриотизм, внеурочная деятельность, воспитатель, начальник курса, задачи, филиал училища.
Современное воспитание акцентирует внимание на проблемах формирования граждан, патриотов своей страны, решение которых напрямую связано с перспективами развития нашего государства [1, с. 47]. Значительную роль в формировании патриота РФ играет воспитательная деятельность, организуемая начальником курса и офицерами — воспитателями: это и посещение нахимовцами военно-исторического музея Черноморского флота в Ленинском районе города Севастополя, встреч с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами Афганской, Сирийской войн, участие в параде ко Дню Победы в г. Севастополь и на Красной площади г. Москвы (8–10 классы), участие воспитанников ФНВМУ (Сев ПКУ) в экскурсиях, конкурсах, соревнованиях, культурно — досуговых мероприятиях. Отметим, что в учебном корпусе училища размещена выставка рисунков «И были вместе Детство и Война». Опыт показывает, что организация и проведение внеурочной деятельности посредством разных форм позволяет успешно решать задачи становления социальной компетентности нахимовцев, обеспечивая их потребности с позиции гражданина-патриота [5]. Патриотическое воспитание в военно-морском училище дает нахимовцам возможность пройти через новый жизненный контекст, получить новые социальные умения и знания [2, с. 235]. Воспитание гражданина и патриота РФ — это ключ к тому, чему хотят учиться сами обучающиеся, сделавшие выбор получения образования в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства Обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище).
В условиях ФНВМУ (Сев ПКУ) патриотическое воспитание нахимовцев — одна из самых актуальных задач училища. Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеурочной деятельности реализовано в филиале посредством предметной недели отдельных предметов; дополнительного образования; организации проектной деятельности; летней учебной практики; занятий внеурочной деятельностью [3, с. 35].
Патриотическому воспитанию нахимовцев способствуют классные часы по программе «Есть такая профессия — Родину защищать». Классные часы в ФНВМУ проводятся методически грамотно на высоком уровне и вызывают немалый интерес у нахимовцев. В программу «Есть такая профессия — Родину защищать» включена серия классных часов с разными интерактивными формами работы с целью активизации умственной деятельности, развития интереса к более глубокому изучению прошлого нашей страны, воспитания чувства патриотизма.
В рамках дополнительного образования по пятницам реализуется программа «Строевая подготовка». Содержание курса дисциплины обеспечивает формирование компетенций в области основ военно-морской подготовки. Тематика программы направлена на достижение перечисленных ниже задач: воспитание у нахимовцев в ходе занятий и в повседневной деятельности верности Родине, гордости за принадлежность к ВМФ РФ, стремление к образцовому выполнению повседневных обязанностей; развитие личностных духовных, волевых и физических качеств, которые обеспечивают адекватное реагирование на быстро меняющуюся окружающую обстановку; освоение знаний существенных понятий общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой Устав) и Корабельного Устава Военно–Морского Флота, наставлений и руководств, используемых в повседневной жизни; овладение умениями в четком и молодцеватом выполнении строевых приемов, несения службы в наряде, в выполнении нормативов по предметам обучения.
Занятия по строевой подготовке проводят офицеры-воспитатели под командованием старшего воспитателя (начальника курса). Каждое занятие проводится образцово и поучительно, в ходе занятий нахимовцы перенимают опыт в организации подготовки и проведения занятий.
Организация проектной деятельности в филиале НВМУ способствует формированию нахимовца — патриота [5]. Так нахимовцами под руководством начальника курса и воспитателей в рамках курсового проекта «Наш выбор — море» были разработаны и представлены следующие работы: «Факультет специального вооружения ЧВВМУ им. П. С. Нахимова»; «Факультет ракетного вооружения подводных кораблей ЧВВМУ им. П. С. Нахимова»; «Факультет ракетного вооружения надводных кораблей ЧВВМУ им. П. С. Нахимова»; «Факультет береговых ракетно-артиллерийских войск ЧВВМУ им. П. С. Нахимова» и «Кафедра подводно-технических работ специального назначения».
Важнейшей задачей летней учебной практики в Нахимовском военно-морском училище является воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; формирование патриотических чувств и сознания; воспитание личности гражданина — патриота России; привлечение ветеранов ВОВ, Афганской и Сирийской войн к работе с воспитанниками; формирование таких качеств, как выдержка, самообладание, умение защитить себя и других.
Патриотическое воспитание нахимовцев заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств: «Четвертый кинофестиваль любительских короткометражных фильмов и видеоработ «Кадетский взгляд (Путешествие по России: «Я другой такой страны не знаю»)», «Общегородская военно-тактическая игра «Щит и Меч», «Конкурс презентаций, посвященный выпускникам ЧВВМУ — Героям Советского Союза и Российской Федерации», «Второй городской спортивно-патриотический фестиваль на знание основ пожарной безопасности «Мужество, Честь, Сила!», экскурсии в бригаду 810-ой морской пехоты, на корабли 30-й дивизии ЧФ, 68-ой бригады ОВР, смотр песни и строя).
Одной из задач внеурочной деятельности является воспитание гражданственности, любви к Отчизне, социализации и дальнейшей военно-морской профессиональной ориентации нахимовцев [1, с. 50]. План по организации внеурочной деятельности по программе «Классный час» сформирован в соответствии с направлениями развития личности, обозначенных во ФГОС в рамках духовно-нравственного направления и ориентирована на формирование и развитие у нахимовцев чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремлению к овладению профессией морского офицера и воспитания любви к военно-морской службе, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других, также на углубление знаний воспитанников о центральных деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества [3, с. 39]. Цель программы «Классный час» — создание условий для формирования личности патриота Российской Федерации с присущими ему взглядами, ценностями, установками, ориентациями, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания; формирование у нахимовцев патриотизма как качества конкурентоспособной личности; осмысление роли великих деятелей в судьбе РФ. Анализ событий и реалий современности подтверждает значение коллективной исторической памяти [2, с. 234]. Через осмысление истории происходит освоение новых ценностных ориентиров, преодолеваются кризисы исторической памяти.
Таким образом, воспитание патриота — значит формирование человека, которому присуща любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция [4]. Знание истории, культуры своего государства поможет сформировать у нахимовцев нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений.
Литература:
- Бузский М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград, 2008. — 164 с., С. 47–50.
- Вырщиков А. Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. — М: Глобус, 2007. — 330 с., С. 234–237.
- Зубенко Н. Ю. Внеклассная деятельность — фактор формирования гражданственности и патриотизма. / Н. Ю. Зубенко. — Педагогические науки. — 2010. — № 1. — 42 с., С. 35–39
- Электронный энциклопедический словарь. / сайт «Энциклопедии & Словари» [Электронный ресурс] // http://enc-dic.com/word/k/Kinoiskusstvo-9420.html
- Комолкина Т. А., Лебедева О. Ю. Реализация целей гражданско-патриотического образования суворовцев. // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 194–196. — URL https://moluch.ru/archive/190/48028