Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме формирования гражданина, патриота своей Родины, решение которой напрямую связывают с перспективами развития того или иного государства.
Большую роль в формирования гражданина и патриота играет и воспитательная деятельность, организуемая классными руководителями (воспитателями) ипедагогами-организаторами: это и посещение суворовцами музея истории училища, встреч с ветеранами, участие в параде, участие суворовцев в ряде мероприятий, проводимых в довузовских образовательных организациях; экскурсии, походы, диспуты, круглые столы, общественно-полезные практики, конкурсы, соревнования, акции, культурно-досуговые мероприятия и др.
Отметим, чтовЗале славы училища представлена диорама «Славные победы Русского воинства» (руководитель, методист лаборатории инновационных образовательных технологий и ТСО).
На втором этаже учебного корпуса размещена галерея «Великие полководцы России» (ответственный преподаватель истории и обществознания).
Опыт показывает, что организация и проведение внеурочной деятельности посредством разнообразных форм позволяет успешно решать задачи становления социальной компетентности суворовцев, в частности, обеспечивать их потребности с позиции гражданина-патриота.
Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев дает обучающимся возможность пройти через новый жизненный контекст, получить новые социальные знания и умения.
Воспитание гражданина-патриота — один из ключей к тому, чему хотят учиться сами дети, сделавшие выбор получения образования в Казанском суворовском военном училище.
Как говорил Ж. Ж. Руссо: «Необходимо воспитывать детей таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости» и это как нельзя актуально для нашего времени и для нашего училища.
На современном этапе развития общества, да и в условиях Казанского СВУ гражданско-патриотическое воспитание суворовцев одна из актуальных задач училища.
Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством:
‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии;
‒ дополнительного образования;
‒ организации проектной деятельности;
‒ летней практики;
‒ занятий внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного и общеинтеллектуального направлений в 5–6-х классах;
1. Предметная неделя отдельной дисциплины истории, обществознания игеографии.
Гражданско-патриотическому воспитанию суворовцев способствует и предметная неделя ОД истории, обществознания и географии.
Предметная неделя ОД истории, обществознания и географии в училище проводится методически грамотно на высоком уровне и вызывает большой интерес у суворовцев, преподавателей других дисциплин и родителей.
В течение недели представляется серия разнообразных форм работы с целью активизации умственной деятельности, развития интереса к более глубокому изучению истории, воспитания чувства патриотизма.
2. Дополнительное образование.
В рамках дополнительного образования реализуются программы «Основы военной подготовки» для 5–11 классов.
Содержание курса дисциплины представлено в программах в виде четырех тематических блоков обеспечивающих формирование компетенций в области основ военной подготовки.
Тематика данной программы направлена на достижение следующих целей:
‒ непрерывное воспитание у суворовцев в ходе занятий и в повседневной деятельности верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению повседневных обязанностей;
‒ развитие личностных духовных, волевых и физических качеств, обеспечивающих адекватное реагирование на динамичную, быстро меняющуюся окружающую обстановку;
‒ освоение знаний основных понятий общевоинских Уставов, наставлений и руководств, используемых в повседневной жизни;
‒ овладение умениями в четком и молодцеватом выполнении строевых приемов, несения службы в суточном наряде, выполнении огневых задач на электронных тренажерах, из пневматической винтовки, в выполнении нормативов по предметам обучения.
Занятия проводят преподаватели «Основ военной подготовки», при необходимости с привлечением воспитателей. До начала учебного года с привлекаемыми на занятия воспитателями под руководством начальника училища проводятся учебно-методические сборы.
Все занятия обеспечены необходимым количеством наглядных пособий, учебным вооружением и другим военно-техническим имуществом.
Каждое занятие проводится образцово и поучительно, в ходе занятий суворовцы перенимают опыт в организации подготовки и проведения занятий.
3. Организация проектной деятельности.
Организация проектной деятельности в училище способствует формированию суворовца — гражданина-патриота. Большую роль в этом играет отдел воспитательной работы; отдельная дисциплина истории, обществознания и географии и отдельная дисциплина русского языка и литературы.
Так суворовцами были разработаны и представлены под руководством педагогов следующие проекты: «Сухопутные войска»; «Станция подводных лодок в Балаклаве»; «Школа юных археологов»; «Человек, спасший город» и др.
4. Летняя практика.
Основной задачей летней практики является воспитание патриотических чувств:
‒ через военно-патриотическую деятельность воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью;
‒ формировать патриотические чувства и сознание;
‒ воспитывать личность гражданина — патриота Родины;
‒ привлекать ветеранов к работе с суворовцами;
‒ формировать такие качества, как самообладание, выдержка, умение защитить себя и других.
Военно-патриотическое воспитание — это проведение комплекса мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание ребенка, формирование патриотических чувств (военно-патриотическая игра «Зарница», курс молодого бойца, армейский магазин, экскурсии, волонтёрское движение и др.).
Основные формы работы: сюжетно-ролевая игра, организация и проведение КТД, круглый стол, экскурсии, смотр песни и строя, выставки; презентации, видеоролики; волонтерское движение, выпуск тематических газет и др.
5. Внеурочная деятельность врамках духовно-нравственного направления в 5–6-ых классах.
В ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ» разработан план внеурочной деятельности, определяющий основные направления внеурочной деятельности для обучающихся; количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, в зависимости от особенностей образовательной программы, с помощью которой реализуется ФГОС основного общего образования в училище, а также требований к организации внеурочной деятельности.
Одной из задачвнеурочной деятельности является воспитание гражданственности, любви к Родине, социализации и дальнейшей военно-профессиональной ориентации обучающихся в свободное от учёбы время.
План по организации внеурочной деятельности в 5–6-ых классах сформирован в соответствии с направлениями развития личности, обозначенных в ФГОС.
В рамках духовно-нравственного направления вучилище реализуются программы «Я гражданин России» (5 класс), «История России в лицах» (6 класс) (отв. отдел воспитательной работы); в рамках общеинтеллектуального направления реализуется программа «Возрождение» (5 класс) (отв. ОД истории, обществознания и географии).
Программа внеурочной деятельности«Я гражданин России» ориентирована на формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремлению к овладению профессией офицера и воспитания любви к военной службе, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других.
Программа внеурочной деятельности«История России влицах» ориентирована на углубление знаний обучающихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Цель программ духовно-нравственного направления— создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания; формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности; осмысление роли великих деятелей в судьбе России.
Формы организации программ «Я гражданин России» и «История России влицах»: познавательные беседы, классные часы, проектная деятельность, туристско-краеведческая деятельность (посещение музея училища, Национального музея Республики Татарстан, музея Великой Отечественной войны и других памятно-исторических мест республики); творческая деятельность (конкурсы, выставки, изготовление поделок, выпуск газет, создание исторических коллажей и т. д.); проблемно-ценностное общение (встречи с интересными людьми, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, деятелями культуры и искусства); социальное творчество (участие в Вахте памяти, в акции «Бессмертный полк», приведение в порядок могил солдат Великой Отечественной войны на Арском кладбище).
Программа внеурочной деятельности «Возрождение».
В настоящее время уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Анализ событий и реалий современной жизни подтверждает значение коллективной исторической памяти. Через осмысление истории происходит освоение новых ценностных ориентиров, преодолеваются кризисы исторической памяти.
Воспитание гражданина-патриота — значит формирование человека, которому присуще любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у обучающихся нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений.
Цель и задачи программы: приобщение обучающихся к истории Малой Родины. Создание условий для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности; воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине; изучение истории и культуры России и РТ.
Литература:
- Вестник Образования России. Сборник приказов и документов Министерства образования и науки. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2017. Издательство «ПРО-ПРЕСС», 2017.
- Рабочие программы внеурочной деятельности педагогов ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ».