Деятельность классного руководителя по формированию у суворовцев гражданственности и патриотизма
Автор: Маков Евгений Геннадьевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 25.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Маков, Е. Г. Деятельность классного руководителя по формированию у суворовцев гражданственности и патриотизма / Е. Г. Маков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9722/ (дата обращения: 16.01.2025).
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений в системе образования России.
Патриотическое воспитание в нашем училище осуществляется в рамках направления воспитательной работы «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание» и проводится в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы». Данное направление создает основу для успешного формирования патриотического духа у суворовцев и способности служить и защищать свою Родину в будущем.
Патриотическое воспитание включает в себя множество аспектов, включая любовь к Родине и гордость за свою страну, уважение к символам государства (флаг, герб, гимн), сохранение и развитие национального и культурного наследия, обучение гражданской позиции, правам и обязанностям граждан и многое другое. Самое главное — это ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Память прошлого и связь с настоящим. Изучение истории, особенно истории своей Родины. Суворовцы должны знать и помнить героические победы своих предков.
Главной целью патриотического воспитания в училище является развитие у суворовцев чувства патриотизма и гражданственности, формирование духовно-нравственных и социально-значимых ценностей, а также готовности воспитанников к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Огромную роль в осуществлении патриотического воспитания играет преемственность поколений. Поэтому большинство суворовцев нашего училища — это дети действующих военнослужащих и офицеров запаса. Готовить себя к будущей службе на благо Отечества на военном, и не только, поприще многие воспитанники идут по собственному желанию, а не по настоянию родителей.
Патриотическое воспитание в Уссурийском суворовском военном училище осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся и включает в себя три ступени и проводится с первого дня пребывания суворовца в училище.
На первой ступени (5–6 класс) суворовцам закладываются моральные ценности, нормы поведения, формируется личность, прививается чувство гордости за то, что суворовцы имеют отношение к Вооруженным Силам и коллективу училища.
На этой ступени суворовцев знакомят с распорядком дня, их правами и обязанностями. Также проходит первое знакомство с училищем в виде беседы, экскурсии по территории училища, ребята посещают музей училища, где узнают об истории и традициях этого старейшего на Дальнем востоке учебного заведения. Патриотическое воспитание в училище связано с положительными воинскими традициями, воинскими ритуалами, которые являются частью национально-государственных традиций.
В патриотическом воспитании суворовцев активно используются государственные символы Российской Федерации. В расположении роты центральное место отведено полиграфической продукции с изображением государственных символов России.
Огромную роль в воспитании будущих офицеров играет участие в различных воинских ритуалах. Еженедельно по понедельникам проходит общеучилищное построение, на котором лучшим суворовцам предоставляется право подъема Государственного флага России. Под музыкальное сопровождение суворовцами исполняется Гимн Российской Федерации.
Хочется отметить, что особое место в нашем Уссурийском суворовском военном училище занимает проведение мероприятий с построением личного состава училища, выносом Знамени училища и подъемом Государственного флага под государственный гимн. В минуты особой торжественности вновь прибывшим суворовцам- пятиклассникам вручаются первые суворовские погоны. Перед лицом своих сверстников, старших товарищей, родителей, гостей, выпускников училища, а также воспитателей и преподавателей — суворовцы клянутся с честью носить алые погоны суворовца, дают обещание хранить и укреплять традиции «суворовского братства».
На второй ступени (7–9 класс) продолжается формирование системы ценностей и установок поведения суворовцев, педагоги помогают воспитанникам приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этой ступени патриотического воспитания очень важным является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Большое внимание уделяется изучению истории России, обществознания, изучению обязанностей, прав и свобод гражданина.
Большое значение для патриотического воспитания играет посещение мест, связанных с подвигами русских, советских и российских воинов. Суворовцы имеют возможность своими глазами увидеть те места, о которых они только слышали, где их предки отдавали свои жизни во имя свободы и процветания нашей Родины.
Основной из форм увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, является сохранение и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов. С суворовцами училища постоянно организуются «трудовые десанты» по благоустройству памятников, мемориальных сооружений, очистке прилегающей к ним территории. Дни воинской славы России являются днями славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
На третьей ступени (10–11классы) у суворовцев углубляются и расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, отношение к военной службе, его социально — политическая ориентация. Воспитатели усиливают работу по развитию у обучающихся профессиональных интересов, формированию осознанного выполнения своих обязанностей. Именно на этом этапе начинается формирование осознанного правового сознания.
Задача состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности суворовцы совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Большое значение имеет простое общение с военнослужащими, особенно с участниками боевых действий. Так, например, воспитателями совместно с командованием 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады была организована встреча суворовцев с воинами-десантниками. Военнослужащие, прибывшие в отпуск из зоны СВО, рассказали суворовцам о героизме солдат и офицеров, выполняющих боевые задачи. После экскурсии по территории бригады и осмотра военной техники и вооружения суворовцы выступили с концертной программой перед военнослужащими.
Большую роль в патриотическом воспитании, повышении его результативности, расширении сферы его воздействия на сознание и поведение обучающихся играет деятельность средств массовой информации, помимо чтения периодической печати наши суворовцы сами принимают активное участие в выпуске, как стенной печати, так и журнала училища «Уссурийский суворовец». Особой популярностью пользуются рубрики, посвященные военным новостям, историческим событиям, связанным с подвигами русского солдата. Оборудование стендов «Государственные символы», и периодическое их обновление, систематическое проведение тематических вечеров, групповых дискуссий, вечеров вопросов и ответов, встреч с творческими людьми, выпуск стенной печати и тематических газет — неотъемлемая часть гражданского и правового воспитания.
Одним из направлений патриотического воспитания являются военно-спортивные игры. Прежде всего, это «Зарница», военизированные этапы которой проходят в летнем полевом лагере училища. По результатам анкетирования суворовцев, основная масса принимает осознанное решение посвятить себя военной службе именно после обучения в летнем полевом лагере. Процесс успешного воспитания и обучения суворовцев во многом зависит от добросовестного отношения к своему делу воспитателей, мы должны привить суворовцам чувство гордости за свою Родину и ее достижения. Важно показывать, что суворовцы — это будущее России, и что их усилия и отдача имеют значение для благополучия страны.
Патриотическое воспитание является важной составляющей развития личности. Оно помогает укреплять единство и солидарность в обществе, способствует стабильности и процветанию государства.
Литература:
- Микрюков В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1–11 классы. 2-е издание — Москва.
- Барабанщиков А. В. Воспитывать защитников Родины. Педагогика -2007-№ 2, С 5–12
- Марченко Г. А. Итоги проблемы реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2002–2005 годы» и принятие государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2002–2010 годы». Молодежь и общество — 2006 -№ 1, С.114.