Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание старшеклассников средствами внеурочной деятельности

Педагогика
09.11.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Брыль, Д. С. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами внеурочной деятельности / Д. С. Брыль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/597/129976.


Одной из главных задач современной школы является формирование у подрастающего поколения любви к Родине — Российской Федерации, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам, ее населяющим.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины [3]. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В процессе патриотического воспитания необходимо учитывать и психологические особенности школьников. В данной работе рассматривается патриотическое воспитание старшеклассников, так как в возрасте от 15 до 18 лет человек принимает наиболее важные решения, определяющие дальнейшую направленность его жизни. Именно в 10–11-х классах ученики трансформируют чувства любви к родителям, родному дому, своей школе в любовь к своему народу, государству, и, наконец, к Родине.

Возраст учеников 10–11-го класса соответствует периоду, который психологи называют ранней юностью. Он имеет свои особенности, непосредственно влияющие на степень патриотической направленности личности ребенка. В старших классах юноши становятся перед многочисленными выборами, которые обусловят направленность всей дальнейшей жизни. Такая ответственность возникает не только из вопросов выбора профессии, места и способа обучения, она в большей степени связанна с необходимостью более глубокого всестороннего самоопределения. К концу школьной жизни ученик должен подойти уже фактически зрелой личностью со своими жизненными ценностями, принципами и с четким пониманием направления своей жизни, в том числе и социального [1, c. 47].

Патриотическое воспитание старшеклассников — это специально организованный систематический педагогический процесс взаимодействия учителя и учеников старших классов, предполагающий освоение личностью достижений мировой и национальной культуры, расширение личного опыта детей и развитие у них патриотизма.

Большим потенциалом в патриотическом воспитании обучающихся 10–11-х классов обладает внеурочная деятельность. Так как данный вид деятельности является добровольным, т. е. обучающимся может быть предоставлен выбор: участвовать или нет в каком-либо мероприятии.

Патриотическое воспитание старшеклассников в рамках внеурочной деятельности может осуществляться через различные формы, такие, как: военно-патриотические клубы, проведение акций, приуроченных к значимым историческим датам и героическим подвигам прошлого, проведение конкурсов чтецов, спортивных соревнований, творческих работ, исследований, волонтёрские объединения и т. д. [2].

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении «Оренбургское президентское кадетское училище» осуществляется по трём главным направлениям:

1-е направление — патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующие элементы: мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги, посвящённые торжественным датам); проведение встреч Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами — интернационалистами, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;

2-е направление — военно-спортивные игры: проведение игры «Зарница», военизированных эстафет. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, формируют качества, необходимые будущему защитнику Родины;

3-е направление — направлено на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.

В соответствии с данными направлениями мной был разработан комплекс внеурочных мероприятий патриотической направленности «Я — патриот», с целью содействия патриотическому воспитанию обучающихся 10–11-х классов.

Тематическое планирование комплекса внеурочных мероприятий «Я — патриот»

Тема мероприятия

Цели мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Всероссийский Кросс нации

пропаганда здорового образа жизни и привлечение обучающихся 10–11 классов к занятиям физической культурой

Спортивные соревнования

Сентябрь

Из поколения в поколение

– воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;

– прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

– формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Изготовление открыток и отправка их в Оренбургский дом-интернат для престарелых и инвалидов

Октябрь

Если мы едины, мы — непобедимы!

– развитие у учащихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины;

– развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

Спектакль «Дружба нардов»

Ноябрь

Основной закон России

– формирование представления о важности соблюдения законов государства;

– формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

– приобретение навыков правовой культуры.

Классный час, викторина

Декабрь

Ленинград. Блокада. Память

– - содействие воспитанию патриотизма, гордости за свое отечество у подрастающего поколения, а также уважения, преклонения перед участниками войны и тружениками тыла.

Конкурс чтецов

Январь

Зарница

– привлечение старшеклассников к здоровому образу жизни, занятиями военно-прикладными видами спорта;

– воспитание у старшеклассников чувства патриотизма, товарищества, ответственности; психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях;

– развитие различных форм спортивно-оздоровительной работы, которые являются массовыми, доступными и популярными.

– совершенствование работы по патриотическому воспитанию, гражданскому становлению подростков и молодёжи, формирование всесторонне гармонично развитой личности.

Военно-спортивная игра

Февраль

Красота родного края

– формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Фотоконкурс, выставка фотографий

Март

Экскурсия в Городской сад им. М. В. Фрунзе «Салют Победы»

– воспитание патриотизма, чувства любви к родному городу, чувства гордости его достижениями,

– развитие интереса к истории и современной жизни города;

– содействие формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств, воспитания национального самосознания и уважения к историческому наследию Оренбургской области.

Экскурсия

Апрель

Моя семья в истории Великой отечественной войны

– повысить интерес детей к изучению истории своей семьи в истории Великой Отечественной войны;

– привлечь молодое поколение к непосредственному диалогу с участниками и свидетелями событий Великой Отечественной войны;

– способствовать формированию патриотических ценностей, уважения к культурному наследию России.

Защита проектов

Май

В результате осуществления данного комплекса внеурочных мероприятий ожидается:

– повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с кадетами;

– формирование патриотической грамотности обучающихся;

– внедрение новых форм работы и повышение эффективности патриотической работы;

– возрождение духовных ценностей;

– создание условий для формирования гражданской активности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание — это совместная, систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и семьи по формированию старшеклассника как гражданина и патриота России с четкой гражданской позицией. Наиболее эффективных результатов в процессе патриотического воспитания можно достичь средствами внеурочной деятельности. Внеклассные мероприятия патриотической направленности способствуют формированию у учащихся патриотического сознания, чувств и поведения.

Литература:

  1. Аветисян, А. В. Психологические особенности старшеклассников в контексте патриотического воспитания / А. В. Аветисян // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 24 сентября 2017 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. — С. 46–48.
  2. Васильев, А. А. Патриотическое воспитание средствами внеурочной деятельности / А. А. Васильев, С. В. Осипова [Электронный ресурс] URL: https://infed.ru/articles/859/ (Дата обращения 17.03.2024).
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.xn--80ajfgdpew3ad2l.xn--p1ai/doc/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (Дата обращения: 15.03.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 157-160):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 157-160стр. 207

Молодой учёный