Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Мы растем и учимся любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. В современном понимании патриотизм — это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris — отечество) — это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которое рассматривается как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребность возрождать и развивать национальное самосознание. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в возрождении духовных традиций национального воспитания. Основной целью современного отечественного воспитания, является развитие и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.
Содержание гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Ценности определяют успех и развитие обучающихся. Особое значение в развитии духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма имеют высшие ценности, интегрирующие взгляды, позиции, интересы личности, общества, государства и воплощающие достижения и богатства отечественной культуры, величие нашей истории и самой России.
Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с гражданственностью и патриотизмом, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социально-политические, профессионально-трудовые.
Народная культура — это философская мудрость, выработанная в тысячелетней жизни народа, которая поможет найти гармонию и равновесие в современности, веру в будущее страны и каждой личности и ее патриотического и гражданского самосознания. С ранних лет нужно воспитывать эмоционально положительное отношение к родному краю, городу, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях истории народа, природы, формировать духовный мир гражданина. Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. С погружением в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются эстетические и нравственные идеалы детей. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
Главное назначение воспитателя– быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности обучающихся, осуществляя индивидуальный подход, воспитатель развивает творческие способности каждого. Активность создается совместным творческим трудом.
В современных условия при работе с детьми с ОВЗ на воспитателя возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Целью в работе с воспитанниками является формирование положительного отношения обучающихся к русской национальной культуре.
Задачи:
− воспитание эмоциональной отзывчивости и желания познавать русскую народную культуру;
− формирование и воспитание чувства гордости и причастности к русскому народу и русской культуре;
− обогащение обобщенных знаний и умений о народном творчестве русского народа, традициях, его истории;
− развитие активного и самостоятельного умения использовать народное творчество;
− развитие умения рассказывать об истории и традициях русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.
Все это реализуется в следующих видах деятельности:
Познавательная — работа над материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
Ценностно-ориентировочная — моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая — развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
Коммуникативная деятельность или общение, являющееся условием познания.
Сегодня необходимо осознать, что одной из важных форм адаптации обучающихся в окружающем мире должно стать возвращение к вечным ценностям, народным традициям, народным знаниям и памяти — важнейшим механизмам сохранения духовного, душевного и физического здоровья и формирования гражданского самосознания личности.
Каковы же формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:
− беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
− тематические праздники;
− торжественные линейки, уроки Мужества,
− экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
− просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
− конкурсы, викторины, выставки детского творчества;
− ролевые игры, проигрывание ситуаций;
− встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;
− работа с детскими общественными организациями.
На внеклассных занятиях можно знакомить обучающихся с произведениями устного народного творчества: пословицами, поговорками, притчами, где они учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Также, обучающиеся знакомятся с творчеством русских композиторов, художников, поэтов, русскими народными песнями, что способствует формированию чувства патриотизма и любви к своей родине, русскому народу. Хочу привести пример лишь нескольких тем внеклассных мероприятий: беседа «Краски осени» (на примере художественных произведений русских художников), музыкальная гостиная «Времена года» П. И. Чайковского, беседа «С чего начинается Родина», диспут «Россия в творчестве русских поэтов», викторина «Кладезь народной мудрости», поэтический вечер «Образ матери в произведениях поэтов и писателей», литературный час «О былинах и истинных богатырях России», круглый стол «ВОВ глазами писателей и композиторов». Обучающиеся также могут принимать активное участие в подготовке и проведении проектов: «Дерзайте, вы талантливы!», «Большие интеллектуальные игры», «Я и моя семья» и т. д. Большую роль в воспитании играют мероприятия, посвященные ВОВ. Это внеклассные занятия, посвященные Сталинградской, Курской битве, Блокаде Ленинграда. Можно провести такие беседы как «Жизнь Советского народа в годы ВОВ», «Советские писатели и поэты о ВОВ», «Песни военных лет» и т. д.
Воспитание на народных традициях несет радость, творческий подъем, становится неотъемлемой частью приобретения этнокультурного опыта и развития музыкальных способностей. Это та благодатная почва, на которой вырастут лучшие качества подрастающего поколения. Если мы сможем вложить в сердца наших детей жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.
Таким образом, для того чтобы достичь главной цели воспитания — формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют воспитанникам под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности.
Литература:
- Адаскина О. Н. Русский фольклор. — М.: АСТ, 2001.
- Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство, 2003.
- Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития. //Воспитание школьников. — 2002. — № 7.
- Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.
- Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. 2005. — № 3.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. Москва. Народное образование, 2002.