Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Авторы: Кошевая Олеся Геннадьевна, Куриленко Вера Ивановна, Буденко Елена Ивановна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2018
Статья просмотрена: 780 раз
Библиографическое описание:
Кошевая, О. Г. Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Е. И. Буденко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13758/ (дата обращения: 17.12.2024).
Приоритетное направление современной образовательной системы-воспитание патриота, ценителя Родины, русских традиций. Для достижения нужного результата необходимо выстраивание системы по формированию патриотизма у школьников.
В современных политических условиях особо остро стоит проблема взаимоотношения России с другими странами. Развитие экономики существенно тормозится, что приводит ощутимому расслоению общества, миграции русской интеллигенции, появлению различных молодежных экстремистских движений. В такой ситуации приоритетной целью работы образовательного учреждения является воспитание в учащихся гордости за свою Родину, ее историческое наследие, бережное отношение к культуре других стран. Роме того Россия постоянно должна быть конкурентно способной державой в оборонной отрасли, готовой в любой момент отразить удар противника.
Основополагающими организациями в данном направлении являются учреждения дополнительного образования, а также внеурочная деятельность в школах. В настоящий момент существует достаточное многообразие программ по военно-патриотическому воспитанию как среди учащихся младших классов, так и среди подростковой среды. Создаются клубы армейской подготовки подростков, в которых они не только отрабатывают навыки стрельбы, силовые приемы, но и выезжают за пределы своих клубов и отрабатывают полученные навыки на местности.
В последнее время исторические факты нередко искажаются, что приводит к обесцениванию вековых ценностей, отсутствию почитания и уважения богатейшей русской истории. Патриотизм формируют теперь не культура, научные факты и искусствоведческие суждения, а сиюминутная, нередко негативная по отношению к России информация. Мы считаем, что проблема военно-патриотического воспитания приобрела государственный масштаб и требует немедленного вмешательства.
В современной образовательной, политической и социальной системе огромное количество внимания уделяется воспитанию патриотизма, однако значения термина «патриотизм» не всегда понятно обучающимся. Пришло время разъяснить значение этого слова, ведь сплочение, консолидация общества, проявление всех форм любви к Родине особо необходимо в переломные исторические моменты. Сейчас в России именно такое время.
Общепринятое понятие патриотизма — это не только любовь к Родине, но проявление уважения к Российской Федерации, к русской нации, к президенту как гаранту безопасности, к вооруженным силам как защите.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: Патриот — «любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм — это ревностная принадлежность к Родине, желание приумножить ее богатства.
Чувство любви к Родине является важнейшим фактором объединения усилий по укреплению России. Патриотический настрой общества- важнейший фактор, формирующий активную гражданскую позицию гражданина, готовности человека к бескорыстному служению своему Отечеству.
В одном из своих выступлений в российских средствах массовой информации президент России В. В. Путин сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Следовательно, можно заключить, что патриотическое воспитание совместная деятельность, направленная на объединение государственных и социально- общественных организаций, а также на формирование у современного подрастающего поколения высокого долга перед своей Родиной, быстрой готовности к решению задач, направленных на защиту и отстаивание отечественных интересов.
Гражданско-патриотическое воспитание является фундаментальной основой патриотического воспитания общества. Служение Отчеству вызвано многовековым военным развитием нашей страны. Россия на протяжении столетий знала огромное количество войн, вооруженных конфликтов, революций. Основополагающими духовно-нравственными качествами у школьников являются привитие любви к Родине, принятие российских законов, неукоснительное следование конституции.
Структура военно-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования и во внеурочной деятельности:
‒ Перечень задач, связанных с развитием и увеличением желания стать патриотом; миролюбивого отношения к окружающему миру и патриотических чувств; преклонение перед Вооруженными Силами Российской Федерации, увеличение интереса к изучению военных традиций; психологического настроя, необходимого для выполнения задач по гарантированию защиты национальных традиций Родины.; умение применять полученные военные знания на практике.
‒ Воспитательная система российских субъектов, функционирующая с учетом знаний по педагогике и психологии и дающая гарантию воспитания патриотически- развитой личности.
‒ В основе военно-патриотического воспитания лежит самосовершенствование школьников, готовых к реализации поставленных задач по укреплению обороноспособности Российского государства.
Цель гражданско-патриотического воспитания — создание комфортных условий для улучшения наиболее важных качеств личности, полной готовности их к быстрому проявлению в различных отраслях жизнедеятельности общества на основе норм человеколюбия и любви к Родине как важнейших человеческих ценностей.
На сегодняшний день образовательная система, функционирование учреждений дополнительного образования приобретает огромный смысл, так как в этих заведениях реализуется потребность детей быть фактическими участниками активной военно-патриотической работы, что и способствует проявлению аналогичных качеств у детей.
Задачи патриотического воспитания:
‒ Разработка действенных форм работы, направлений проектной деятельности, направленных на формирование патриотического начала у школьников.
‒ Развивать чувство гражданской ответственности перед государством, патриотическую направленность личности, способной эффективно реализовывать свои обязанности гражданина как в мирное, так и в военное время;
‒ Развивать и укреплять особый интерес к малой родине, осознавать ценность этого понятия.
‒ Изучать материал на инновационных формах работы, направленных на развитие и укрепление готовности к обороне государства в военно-спортивных играх и защитах оборонных проектов.
В современной политической ситуации непросто осуществлять военно-патриотическую деятельность. Наиболее комфортными являются условия по укреплению патриотизма во внеурочной деятельности, так как данная деятельность не ограничена точно очерченными стандартами, а также ориентирована на проявление личностных качеств личности, обеспечение различных вариантов саморазвития, побуждения к творческой самореализации каждого обучающегося. Наиболее эффективно воспитание патриотических качеств личности происходит в деятельности различных боевых музеев краеведческих кружков, военно-спортивных объединений.
Существуют следующие направления работы по развитию военно- патриотических качеств обучающихся: спортивно-патриотическое (клубы, лагеря), историко-краеведческое (реконструкция исторических событий), культурно-историческое (музеи, концертные программы), гражданско-патриотическое (объединения).
Показатели результативности и качества военно-патриотического воспитания в системе учреждений дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
‒ эмоционально-психологический (моральные установки и военные знания, эмоциональный фон, устойчивость к переживаниям);
‒ · социально-психологический (психологический климат в детском и подростковом коллективе);
‒ материальное оснащение (материально-техническая база, оснащение учебной литературой);
‒ педагогический (уровень педагогической этики педагогов).
Под оптимизацией качественного содержания военного-патриотической работы по воспитанию школьников в учреждениях дополнительного и основного школьного образования следует понимать качественный подход к системе воспитания, при котором в цели, задачи, формы и средства воспитания едины.
Требования, обязательные для выполнения, для достижения наилучшего результата в патриотическом воспитании учащихся.
‒ Новейшие научные открытия в военной отрасли должны находить место на занятиях в дополнительных образовательных учреждениях.
‒ При организации и осуществлении воспитательной деятельности данные научные открытия необходимо логично и осмысленно прикрепить к изучаемым темам.
‒ Полученные на таких занятиях знания необходимо умело применять в общественной деятельности, в массовых мероприятиях.
Методы военно-патриотического воспитания:
1) Убеждения — воспитанники занимают место полноценного участника внеклассной деятельности, весь материал дается в простой, понятной и доступной форме.
2) Побуждения — разработка и соблюдение правил, побуждающих к активной творческой деятельности, направленных на развитие патриотических чувств. Как результат, увлеченность и удовлетворение от проделанной работы.
3) Приучения — этот метод призван всесторонне развивать личность, формировать правильное отношение к русским традициям и обычаям, а также к готовности отстоять интересы своей страны в любой момент.
Литература:
- Аманбаева Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс.. докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.
- Войкин Александр Юрьевич. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Войкин Александр Юрьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова].- Кострома, 2007.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–13/3061
- Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях политической трансформации российского общества. Дисс.. канд. полит, наук. Саратов, 2005. — 184 л.
- Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04–13/1116
- Чистяков С. Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.