Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Комолкина, Т. А. Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище / Т. А. Комолкина, Т. В. Панаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47949/ (дата обращения: 22.11.2024).



Согласно ФГОС ООО в учебном плане КСВУ отводится не более 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в училище. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации обучающихся через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании обучающихся, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность КСВУ в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5–9-ых классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как обучающийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы общего образования. Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в училище, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности суворовцев (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Исходя из этого, в училище намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

‒ разработка Положения о внеурочной деятельности;

‒ составление перечня программ внеурочной деятельности;

‒ подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

‒ разработка Положения о программах;

‒ разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

‒ материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

‒ информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

‒ составление расписания внеурочной деятельности обучающихся 5–6-ых классов.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни, создание условий для многогранного развития, социализации и дальнейшей военно-профессиональной ориентации обучающихся в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

‒ духовно-нравственное;

‒ социальное;

‒ общеинтеллектуальное;

‒ общекультурное;

‒ спортивно-оздоровительное.

На содержание плана оказали влияние следующие факторы:

‒ традиции училища;

‒ особенности возраста, класса, индивидуальности обучающихся;

‒ особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки;

‒ учёт внутренних возможностей училища и наличие площадей.

Перечень программ внеурочной деятельности по ФГОС ООО для обучающихся 5–6 классовна 2016–2017 учебный год

№ п/п

Наименование курса внеурочной деятельности

Ответственный за содержание ипроведение занятий

1

Я гражданин России

Воспитательный отдел

2

История России в лицах

Воспитательный отдел

3

Основы военной подготовки

ПМК дополнительного образования

4

Мир, в котором мы живем

Воспитательный отдел

5

Основы проектной деятельности

ПМК математики, информатики и ИКТ

6

Математические забавы

ПМК математики, информатики и ИКТ

7

Занимательная геометрия

ПМК математики, информатики и ИКТ

8

Мастерская юного словесника

ПМК русского языка и литературы

9

Союз литературы, кино и мультипликации

ПМК русского языка и литературы

10

Исторические дисциплины

ПМК истории, обществознания и географии

11

Возрождение

ПМК истории, обществознания и географии

12

Мир моих прав

ПМК истории, обществознания и географии

13

Образовательное путешествие

ПМК истории, обществознания и географии

14

Юный эколог

ПМК физики, химии и биологии

15

«Учимся учиться»

Психологическая служба, ВО

16

Хоровое искусство

ПМК дополнительного образования

17

Основы танцевального искусства

ПМК дополнительного образования

18

Подвижные игры

Воспитательный отдел

Отдельно хочется выделить организацию работы по военно-патриотическому воспитанию в училище, работа строится на основе Программы воспитания и социализации обучающихся ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ».

В соответствии с программой в училище разработан план мероприятий воспитания и социализации обучающихся на 2016–2017 учебный год, где в одном из семи направлений спланированы мероприятия военно-патриотического направления, а также разработаны программы внеурочной деятельности для 5–6-ых классов «Я гражданин России», «История России в лицах», «Мир, в котором мы живем», «Подвижные игры».

Система работы по патриотическому воспитанию в училище отражает концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, долгосрочную целевую программу Республики Татарстан «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014–2020 годы».

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования ведущими в военно-патриотическом воспитании становятся:

технология проблемно-ценностного общения,

технология «Метод проектов»,

технология здоровьесбережения,

информационно-коммуникационная технология,

игровые технологии,

технология «Творческая деятельность»,

технология критического мышления.

Система военно-патриотического воспитания в училище включает и традиционные формы воспитательной работы: торжественные мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню училища, Дню защитника Отечества, международному женскому Дню 8 марта, Дню Победы; участие в параде Победы; выпуск из училища, классные часы, конкурсы, собрания, беседы с презентациями, дискуссии, благотворительные проекты и ряд других.

Технология проблемно-ценностного общения включает такие формы военно-патриотического воспитания как встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, военно-политического конфликта в Чечне, Грузино-Абхазского конфликта. Участие в вахте памяти. Возложение венков к воинским захоронениям.

Так, например, в рамках культурной программы Дни Москвы в Республике Татарстан в училище состоялась встреча суворовцев с выпускником Казанского СВУ Героем Советского Союза Солуяновым А. П., Героем России Алыковым М. Р., заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Алимовым В. Р., заслуженным военным летчиком Российской Федерации, Героем России Мухаметгареевым В. М., летчиком испытателем; 9 мая 2016 г. обучающиеся училища приняли участие в торжественной церемонии возложения цветов руководством Республики Татарстан к воинским захоронениям, могиле почетного гражданина Казани, Героя Советского Союза, летчика Михаила Девятаева, обелиску в память павших в годы Великой Отечественной войны на Арском кладбище.

С первых дней пребывания в училище обучающиеся нового набора, вовлечены в очень важное для воспитания мероприятие, возложение живых цветов к монументу выпускникам погибших при исполнении воинского долга.

Технология «Творческая деятельность» включает ежегодный смотр художественной самодеятельности, участие в различных конкурсах.

По решению Министра обороны Российской Федерации генерала армии Шойгу С. К. в Вооруженных Силах в настоящее время проводится фотоконкурс «Армия России. Фотовзгляд — 2016». Воспитатели, педагоги-организаторы, суворовцы училища приняли участие в фотоконкурсе. В газете «Красная звезда» отмечена серия фотографий в номинации «Знание — сила» под общим названием «Мальчишки рисуют войну» педагога организатора 2 роты Романовой А. И.

Ежегодно в преддверии Дня Победы проводится конкурс патриотической песни, в котором активно принимают участие преподаватели, воспитатели и обучающиеся.

Технология здоровьесбережения. Участие обучающихся во всех спортивных состязаниях, проводимых Управлением физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации среди довузовских образовательных организаций. Команды училища неоднократно становились победители и призерами соревнований. Суворовцы являются победителями республиканских состязаний по рукопашному бою, самбо, легкой атлетике, лыжам. В этом году разработана программа внеурочной деятельности «Спортивные игры», направленная на:

формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны,

охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся,

обеспечение эмоционального благополучия,

формирование этических норм поведения.

Учебная неделя рационально насыщена спортивной работой, распорядком дня предусмотрено два часа на спортивно-массовую работу.

Игровые технологии больше применяются в 5–7-ых классах. В воскресные дни регулярно проводятся спортивные праздники, «Веселые старты», в которых активное участие принимают родители обучающихся.

Применение информационно-коммуникационной технологии способствуют основной цели модернизации образования — улучшению качества воспитания по всем предусмотренным ФГОС направлениям, обеспечения гармоничного развития личности, формированию и развитию коммуникативной компетенции, формированию у обучающихся устойчивого интереса к славным страницам истории государства, к знаниям, определяющим осмысленный выбор жизненного пути.

Технология критического мышления помогает обучающемуся критически относится к любым утверждениям, не принимать на веру без доказательств. Особенно это относится к утверждениям о роли Советского Союза в Великой Отечественной войне, к желанию переписать историю подвига советского народа.

Выбор той или иной технологии по военно-патриотическому воспитанию в училище зависит от контингента детей, их возраста, уровня подготовки, темы мероприятия. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Традиционные и инновационные методы воспитания должны быть в постоянной зависимости и дополнять друг друга.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, военно-патриотическое воспитание, воспитательный отдел, социализация обучающихся, дополнительное образование, Российская Федерация, училище, Великая Отечественная война, информационно-коммуникационная технология, критическое мышление.


Задать вопрос