Согласно ФГОС ООО в учебном плане КСВУ отводится не более 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в училище. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации обучающихся через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании обучающихся, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность КСВУ в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5–9-ых классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как обучающийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы общего образования. Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в училище, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности суворовцев (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Исходя из этого, в училище намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
‒ разработка Положения о внеурочной деятельности;
‒ составление перечня программ внеурочной деятельности;
‒ подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
‒ разработка Положения о программах;
‒ разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
‒ материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
‒ информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
‒ составление расписания внеурочной деятельности обучающихся 5–6-ых классов.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни, создание условий для многогранного развития, социализации и дальнейшей военно-профессиональной ориентации обучающихся в свободное от учёбы время.
Внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
‒ духовно-нравственное;
‒ социальное;
‒ общеинтеллектуальное;
‒ общекультурное;
‒ спортивно-оздоровительное.
На содержание плана оказали влияние следующие факторы:
‒ традиции училища;
‒ особенности возраста, класса, индивидуальности обучающихся;
‒ особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки;
‒ учёт внутренних возможностей училища и наличие площадей.
Перечень программ внеурочной деятельности по ФГОС ООО для обучающихся 5–6 классовна 2016–2017 учебный год
№ п/п |
Наименование курса внеурочной деятельности |
Ответственный за содержание ипроведение занятий |
1 |
Я гражданин России |
Воспитательный отдел |
2 |
История России в лицах |
Воспитательный отдел |
3 |
Основы военной подготовки |
ПМК дополнительного образования |
4 |
Мир, в котором мы живем |
Воспитательный отдел |
5 |
Основы проектной деятельности |
ПМК математики, информатики и ИКТ |
6 |
Математические забавы |
ПМК математики, информатики и ИКТ |
7 |
Занимательная геометрия |
ПМК математики, информатики и ИКТ |
8 |
Мастерская юного словесника |
ПМК русского языка и литературы |
9 |
Союз литературы, кино и мультипликации |
ПМК русского языка и литературы |
10 |
Исторические дисциплины |
ПМК истории, обществознания и географии |
11 |
Возрождение |
ПМК истории, обществознания и географии |
12 |
Мир моих прав |
ПМК истории, обществознания и географии |
13 |
Образовательное путешествие |
ПМК истории, обществознания и географии |
14 |
Юный эколог |
ПМК физики, химии и биологии |
15 |
«Учимся учиться» |
Психологическая служба, ВО |
16 |
Хоровое искусство |
ПМК дополнительного образования |
17 |
Основы танцевального искусства |
ПМК дополнительного образования |
18 |
Подвижные игры |
Воспитательный отдел |
Отдельно хочется выделить организацию работы по военно-патриотическому воспитанию в училище, работа строится на основе Программы воспитания и социализации обучающихся ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ».
В соответствии с программой в училище разработан план мероприятий воспитания и социализации обучающихся на 2016–2017 учебный год, где в одном из семи направлений спланированы мероприятия военно-патриотического направления, а также разработаны программы внеурочной деятельности для 5–6-ых классов «Я гражданин России», «История России в лицах», «Мир, в котором мы живем», «Подвижные игры».
Система работы по патриотическому воспитанию в училище отражает концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, долгосрочную целевую программу Республики Татарстан «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014–2020 годы».
В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования ведущими в военно-патриотическом воспитании становятся:
технология проблемно-ценностного общения,
технология «Метод проектов»,
технология здоровьесбережения,
информационно-коммуникационная технология,
игровые технологии,
технология «Творческая деятельность»,
технология критического мышления.
Система военно-патриотического воспитания в училище включает и традиционные формы воспитательной работы: торжественные мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню училища, Дню защитника Отечества, международному женскому Дню 8 марта, Дню Победы; участие в параде Победы; выпуск из училища, классные часы, конкурсы, собрания, беседы с презентациями, дискуссии, благотворительные проекты и ряд других.
Технология проблемно-ценностного общения включает такие формы военно-патриотического воспитания как встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, военно-политического конфликта в Чечне, Грузино-Абхазского конфликта. Участие в вахте памяти. Возложение венков к воинским захоронениям.
Так, например, в рамках культурной программы Дни Москвы в Республике Татарстан в училище состоялась встреча суворовцев с выпускником Казанского СВУ Героем Советского Союза Солуяновым А. П., Героем России Алыковым М. Р., заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Алимовым В. Р., заслуженным военным летчиком Российской Федерации, Героем России Мухаметгареевым В. М., летчиком испытателем; 9 мая 2016 г. обучающиеся училища приняли участие в торжественной церемонии возложения цветов руководством Республики Татарстан к воинским захоронениям, могиле почетного гражданина Казани, Героя Советского Союза, летчика Михаила Девятаева, обелиску в память павших в годы Великой Отечественной войны на Арском кладбище.
С первых дней пребывания в училище обучающиеся нового набора, вовлечены в очень важное для воспитания мероприятие, возложение живых цветов к монументу выпускникам погибших при исполнении воинского долга.
Технология «Творческая деятельность» включает ежегодный смотр художественной самодеятельности, участие в различных конкурсах.
По решению Министра обороны Российской Федерации генерала армии Шойгу С. К. в Вооруженных Силах в настоящее время проводится фотоконкурс «Армия России. Фотовзгляд — 2016». Воспитатели, педагоги-организаторы, суворовцы училища приняли участие в фотоконкурсе. В газете «Красная звезда» отмечена серия фотографий в номинации «Знание — сила» под общим названием «Мальчишки рисуют войну» педагога организатора 2 роты Романовой А. И.
Ежегодно в преддверии Дня Победы проводится конкурс патриотической песни, в котором активно принимают участие преподаватели, воспитатели и обучающиеся.
Технология здоровьесбережения. Участие обучающихся во всех спортивных состязаниях, проводимых Управлением физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации среди довузовских образовательных организаций. Команды училища неоднократно становились победители и призерами соревнований. Суворовцы являются победителями республиканских состязаний по рукопашному бою, самбо, легкой атлетике, лыжам. В этом году разработана программа внеурочной деятельности «Спортивные игры», направленная на:
формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны,
охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся,
обеспечение эмоционального благополучия,
формирование этических норм поведения.
Учебная неделя рационально насыщена спортивной работой, распорядком дня предусмотрено два часа на спортивно-массовую работу.
Игровые технологии больше применяются в 5–7-ых классах. В воскресные дни регулярно проводятся спортивные праздники, «Веселые старты», в которых активное участие принимают родители обучающихся.
Применение информационно-коммуникационной технологии способствуют основной цели модернизации образования — улучшению качества воспитания по всем предусмотренным ФГОС направлениям, обеспечения гармоничного развития личности, формированию и развитию коммуникативной компетенции, формированию у обучающихся устойчивого интереса к славным страницам истории государства, к знаниям, определяющим осмысленный выбор жизненного пути.
Технология критического мышления помогает обучающемуся критически относится к любым утверждениям, не принимать на веру без доказательств. Особенно это относится к утверждениям о роли Советского Союза в Великой Отечественной войне, к желанию переписать историю подвига советского народа.
Выбор той или иной технологии по военно-патриотическому воспитанию в училище зависит от контингента детей, их возраста, уровня подготовки, темы мероприятия. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Традиционные и инновационные методы воспитания должны быть в постоянной зависимости и дополнять друг друга.