В настоящий период в России идет становление новой системы образования. Целевым компонентом происходящих преобразований стала ориентация на вхождение в мировое образовательное пространство. Реальность такова, что для такого перехода требуются существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В основу взаимодействия педагога с учащимся в педагогическом процессе закладывается личностно-ориентированное взаимодействие. При этом такое взаимодействие не может сводиться к какому-либо одному виду образовательной деятельности. Оно должно проходить красной нитью через все ее виды: учебную (в рамках образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Этот постулат закреплен в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Кроме того, новый стандарт придает особое значение воспитанию, в нем подчеркивается, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека. Полноправной составляющей образовательного процесса, ориентированного на воспитание, становится внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [1, С. 8.].
Она организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося [3, с. 17–24].
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования [2].
Для решения поставленных задач разрабатываются программы внеурочной деятельности, ориентированные на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
При этом содержательная сторона программы внеурочной деятельности должна учитывать специфику образовательного учреждения.
Суворовское военное училище — это образовательная система особого типа, относящаяся к группе профессионально детерминированных систем и предполагающая круглосуточное пребывание обучающихся на его территории.
Отличительными признаками образовательных учреждений такого типа является их закрытость и профессиональная направленность обучения и воспитания. СВУ функционирует в особых условиях, определяемых его спецификой (профессионализацией), традициями и базой военно-профессионального воспитания. Поступив в суворовское училище, ребенок оказывается один на один с новым социумом, вдали от родных и привычного круга общения. В стенах училища действует особый уклад жизнедеятельности; особый характер функционально-ролевых взаимодействий и отношений; наличие определённого социума, в выборе которого суворовец не принимает участия; жёсткий режим, подразумевающий физическую и психологическую выносливость; наличие обязательных видов деятельности, несвойственных для учащихся обычной школы; относительное однообразие жизнедеятельности в рамках образовательной системы [4].
При этом основной целью суворовского военного училища является подготовка всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном поприще.
В 2015 году в Ульяновском гвардейском суворовском училище началось внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения. Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации программ такого рода, потребовали от педагогического коллектива училища поиска совершенно новых подходов к организации деятельности по ФГОС. Эти вопросы должны были найти свое решение, в том числе, и в рабочих программах по внеурочной деятельности. Одним из примеров и результатом такого педагогического поиска стала программа внеурочной деятельности социальной направленности «Быть гражданином».
Программа ориентирована на развитие у обучающихся коммуникативных умений, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Срок реализации программы — один год, по одному занятию в неделю (всего тридцать пять часов).
Создание условий для развития личности и творческого потенциала обучающихся стало целью рабочей программы.
В качестве основных задач были определены следующие:
− формирование позитивной самооценки, самоуважения;
− формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
− умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
− способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
− воспитание целеустремленности и настойчивости;
− формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
− формирование умения решать творческие задачи;
− формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Учитывая специфику организации образовательного процесса, в суворовском училище доступны практически все виды внеурочной деятельности, но с некоторыми ограничениями. Например, туристско — краеведческая деятельность предполагает в качестве своего сущностного «дела» поход (во всем их видовом разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, пешеходные и лыжные, водные и горные, велосипедные и конные, самодеятельные и плановые и еще комбинированные). Без походов туризма нет и быть не может. Только поход, являясь самой комплексной формой туризма, включающей в себя и краеведение, и экскурсии (без экскурсий, наблюдений теряется смысл похода), позволяет достигать целей, которые ставятся в туристско — краеведческой деятельности. Но помня о том, что главной особенностью суворовского военного училища является закрытость и функциональность в жёстко заданных условиях, обусловленных его спецификой (профессионализацией) организация такой деятельности в полном ее смысле, не представляется возможной. То же самое можно сказать и о социальном творчестве.
Наиболее доступными видами деятельности с училище являются игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, трудовая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность.
Основные мероприятия представлены в следующих формах: беседа, сообщение, просмотр видео материала, экскурсии, конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, мастер-классы, занятия творчеством и т. д.
Программа построена на трех модулях, которые определялись исходя из потребностей суворовцев первого курса с учетом возрастной и психолого- педагогической целесообразности.
Первый модуль «Добрые дела» направлен на получение первоначального представление о созидательном и нравственном значение труда в жизни человека и общества, а также на приобретение теоретических знаний и практических умений по самообслуживанию, поскольку обучение в СВУ предполагает ношение военной формы одежды. Суворовцы первого курса в рамках модуля «Добрые дела» постигают тонкости навыков ухода за военной формой. На первом занятии «Внешний вид — залог успеха» ребятам был представлен мастер-класс по пришиванию пуговиц и соблюдению техники безопасности при работе со швейными принадлежностями. На втором занятии были продемонстрированы азы работы с гладильными принадлежностями (утюг, гладильная доска) и правила ухода (глажки) костюма суворовца. Ребята научились самостоятельно приводить свою форму в надлежащий аккуратный вид.
Основой второго модуля «Твори. Выдумывай. Пробуй» стала ориентация на развитие навыков различных видов художественной деятельности и развитие индивидуальных творческих способностей. Одним из направлений работы в этом модуле является подготовка и выпуск ротной стенной печати.
Важным средством идейного воспитания, укрепления воинской дисциплины и мобилизации суворовцев на решение очередных задач является стенная печать, которая включает в себя: еженедельный суворовский листок (отражает учебную, спортивную, досуговую жизнь подразделения, популяризацию достижений, указывает на недостатки в учебном процессе); фотогазета (наглядно демонстрирует жизнедеятельность роты за прошедший месяц); сатирическая газета (яркая, красочная газета, которая доброжелательно, в дружеских шаржах рассказывает о недоработках коллектива, его отдельных суворовцев, остроумно визуализирует их проступки).
Третий модуль «Я и общество» направлен на развитие патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей, развитие чувства гордости за свою страну, училище; воспитание личности гражданина — патриота России, формирование комплекса нормативного и правового права гражданина РФ.
«Суворовец — звучит гордо!» — основное мероприятие данного модуля. Информационная беседа-презентация, главной задачей которой является ознакомление суворовцев с историей Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, раскрывается смысл «Клятвы суворовца». На данном мероприятии ребята знакомятся с историей УГСВУ, его славными традициями, а так же биографией героических личностей, выпускников училища, которые внесли свой вклад в мощь и славу России.
Необходимо отметить, что организация внеурочной деятельности как таковой для училища — дело не новое. В систему работы всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию конкретных воспитательных целей и задач. На базе УГСВУ с 2011 года действует отдельная дисциплина «Дополнительные образовательные программы». Организована деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений.
Что же касается механизма реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения, то именно здесь начинают возникать вопросы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня, на эту же часть дня планируются часы воспитательной работы подразделения и работа психологов рот. Не всегда необходимое мероприятие «умещается» в рамки распорядка, поскольку требует выхода в город, что сопряжено с определенной его процедурой и большим ресурсом времени.
Существуют и другие нюансы. Так, отсутствие у педагогов практического опыта реализации новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища, разработки программ внеурочной деятельности требуют определённого рода наработок, обобщения и распространения практического опыта именно для СВУ. Решением данного вопроса может стать наработка соответствующего опыта (что требует определенного количества времени), выявление наиболее действенных условий и разработка оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности именно для суворовских военных училищ.
В целом, несмотря на определенные нюансы, возникающие в ходе реализации внеурочной деятельности в СВУ, уже сейчас можно отметить, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию принимать активное участие, умению самостоятельно организовать своё свободное время, позволяет создать условия для свободного общего развития личности; обеспечить каждому суворовцу «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Литература:
- Минашкин А. В. Образовательные стандарты второго поколения и пути развития новой школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — С. 17–24.
- Рабочая программа по внеурочной деятельности // Metod-kopilka.ru. URL: http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti-8979.htm (дата обращения: 08.04.2016).
- Советова Е. В., Шувалова О. В. Система воспитательной работы в школе. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
- Шкирков В. Ф. Организация профессионально-ориентированного обучения учащихся суворовского военного училища, склонных к девиантному поведению // Диссертация кандидата педагогических наук. — Йошкар-Ола, 2012. — 207 с.