Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.09.2020

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Котельникова, О. А. Внеурочная деятельность — важнейший компонент воспитательной деятельности в суворовском училище (из опыта работы) / О. А. Котельникова, Р. М. Каримов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5513/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, социализация, духовно-нравственное направление, социальное направление, спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, общеинтеллектуальное направление.

Решение задач воспитания и социализации суворовцев, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках реализации внеурочной деятельности.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования реализация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и воспитание рассматривается как ценностно — ориентированный процесс, организуемый в 6 классе обучения по духовно — нравственному, социальному, спортивно — оздоровительному, общекультурному и общеинтеллектуальному направлениям.

Главная цель внеурочной деятельности — создать условия для реализации суворовцами своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Внеурочная деятельность направлена на выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей суворовцев к различным видам деятельности; создание особого образовательного пространства для индивидуальных способностей и образовательных потребностей суворовца; развитие опыта творческой, трудовой, общественно — полезной, проектной деятельности; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно — нравственного приобретения на процесс развития личности суворовца.

Духовно — нравственное направление в нашей роте реализовывается черезбеседы, экскурсии в музеи, просмотры фильмов, встречи с известными людьми, организации выставок рисунков, поделок и творческих работ суворовцев, проведение тематических классных часов, встреч, бесед, участие в конкурсах на уровне училища, города, Министерства обороны Российской Федерации. Суворовцы принимали участие в таких мероприятиях как: возложение живых цветов к монументу выпускникам, погибшим при исполнении воинского долга, воспитательное мероприятие «Есть такая профессия — Родину защищать!», знакомство с биографией Героев России, информирование «100 лет Главному военно-политическому управлению Вооружённых Сил Российской Федерации».

В результате данной деятельности мы стараемся формировать у суворовцев гражданскую ответственность, активную жизненную позицию, чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Социальное направление внеурочной деятельности — это тематические классные часы, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, праздники, выставки, концерты, индивидуальную самостоятельную работу. В роте были проведены социально — значимые акции «Чистый лес», «Мы за здоровый образ жизни!», «Здоровье в порядке — спасибо зарядке». Суворовцы работали над исследовательскими проектами «Просветительский проект «Экологические условия училища», «Мини-проект «Чудеса нашей планеты», «Творческий проект «Красная книга», «Мини — проект «Заповедники России», «Творческий проект «Экологическая безопасность в училище и дома».

Результатами проведённых мероприятий стали владение навыками адаптации, развитие личной ответственности за свои поступки, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей, формирование эстетических ценностей и чувств, элементарных основ экологической культуры.

В рамках спортивно — оздоровительного направления проводятся занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы по охране здоровья и здоровому образу жизни, организуются «Дни здоровья», подвижные игры, «Весёлые старты», суворовцы принимают участие в соревнованиях училищного, городского, республиканского уровней. Тем самым у суворовцев вырабатываются гигиенические навыки, воспитывается здоровый образ жизни, происходит развитие физических сил и здоровья.

Общекультурное направление внеурочной деятельности в нашей роте проходит в виде занятий в творческих объединениях, экскурсий, посещений театров и выставок. Суворовцами были реализованы творческие проекты: «Творческая мастерская «Правила поведения в общественных местах», «Творческая мастерская «Пишите письма», «Конкурс рисунков «Голубь мира», «Театральный капустник «Вежливые люди», «Творческий мини — проект «Связь поколений и времён в картинах художников», «Творческий проект «Весь мир — театр», Творческий мини — проект «Культурный человек». У наших ребят развиваются духовно — нравственные качества, эстетическое восприятие окружающей действительности, желание посещать музеи и выставки.

Занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению мы проводим в интеллектуальных играх, викторинах и конкурсах, исследовательской деятельности и экскурсиях в музеи города: дом-музей В. И. Ленина, музей Е. А. Боратынского, Национальный музей Республики Татарстан, Эрмитаж — Казань, Казанский Кремль.

Педагогический коллектив нашей роты с уверенностью может сказать, что мы достигли желаемого воспитательного результата внеурочной деятельности — непосредственно духовно-нравственное развитие суворовца благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям внеурочной деятельности. Нашим суворовцам не чужды такие ценности, как познание, истина, целеустремлённость.

Литература:

  1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Рабочие программы внеурочной деятельности.
  3. Комолкина Т. А., Панаева Т. В. Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище // Молодой ученый. — 2018. — № 3. — С. 199–202.

Ключевые слова

социализация, воспитание, внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление, социальное направление, спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, общеинтеллектуальное направление

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности

В этой статье рассмотрены направления, организация образовательной деятельности, методика преподавания в системе дополнительного образования детей. Делается акцент на необходимость развития творческих способностей детей, овладения знаниями и умениями...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Реализация гендерного подхода во внеурочное время

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенност...

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Задать вопрос