Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 916 раз

Библиографическое описание:

Ёрш, К. В. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса / К. В. Ёрш, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1 (4). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/241/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — формулирует основную педагогическую цель, а именно воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

                    обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

                    оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

                    улучшить условия для развития ребёнка;

                    учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Организации внеурочной деятельности строится на основе портрета выпускника основной школы, заявленной в стандарте:

                    любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

                    осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

                    активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, нации и творчества;

                    активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

                    умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

                    социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

                    уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

                    осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

                    ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Создавая и осуществляя внеурочную деятельность учитель изучает и учитывает в дальнейшем интересы и потребности учащихся. В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что способен учитель, то есть его возможностей. К примеру, наличие педагога, занимающегося и увлекавшегося музыкой, ведёт к созданию музыкального коллектива, а педагога увлекающегося вязанием, к появлению соответствующего кружка. Так учитель планирует тематику своих занятий и классных часов.

Общественно полезный труд — один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников. Я считаю, что общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбия, стремление к созданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Также общественно полезный труд развивает в детях самостоятельность, саморазвитие, в какой-то степени проявляет любовь к природе, к людям, к животным, ко всему окружающему миру.

Когда учитель организует какие-либо работы (труд) на цветнике, в саду, в школьном дворе, в питомнике, он вполне может выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки. К примеру, если это касается сада, то как посадить то или иное растение, и как за ним ухаживать. Всё это формирует в ребёнке такие качества, как ответственность, внимательность, аккуратность.

Формирование этих качеств очень важно для процесса воспитания учащихся. Конечно же, воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, с тем, как работают в школе, и где живёт и учится сам ребёнок. Помимо школы, дома родители должны целенаправленно развивать и улучшать трудовое воспитание своего ребёнка. Если ребёнка постоянно приучать к этому, то приобретённые знания и умения по хозяйству, превратят труд в привычку, которая не будет отягощать ребёнка, а станет его потребностью.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причём используемые во внеурочное время форма и методы, то есть экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, викторины и конкурсы позволяют решать эти задачи эффективно, с учётом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы — вводные, по общению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Только за целесообразно организованных межличностного общения, общественно полезной деятельности, обучение происходит полноценный психическое развитие и личностное становление ребёнка.

 

Литература:

 

  1.                http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2–1-0–175 Внеурочная деятельность в вопросах и ответах.
  2.                http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/ ФГОС НОО
  3.                Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочное время, полезная деятельность, полезный труд, трудовое воспитание, Федеральный Государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, ценность труда, познающий мир.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Задать вопрос