Было проведено исследование на тему: взаимосвязь двигательной активности и успешной деятельности учащихся.
Целью работы являлось исследование взаимосвязи двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся.
Двигательная деятельность — совокупность двигательных актов; основная функция мышечной системы животных.
Двигательная деятельность человека — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте, представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной моторной активностью.
Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи.
Актуальность: определяется необходимостью учитывать все факторы, влияющие на успешное обучение детей.
Объект исследования: учащиеся пятых классов Харьковской гимназии № 14.
Предметом исследования является двигательная активность и успешность учебной деятельности детей.
В качестве оборудования мы использовали шагомер, который при каждом отрывании ступни от поверхности Земли считывает количество шагов. Подсчет проводился в течение суток.
Мы провели определение типа темперамента с помощью теста-опросника Ганса Айзенко для того, чтобы учитывать эти данные при анализе полученных результатов. Также, по результатам опроса выяснили, что в секциях занимаются 66 % девочек, утреннюю зарядку делают все и 1 % пытается «увильнуть» от школьной зарядки.
В спортивных секциях занимаются 41 % мальчиков, не занимаются 59 %, утреннюю зарядку делают аналогичное количество, а участие в школьной зарядке принимают все.
Нами так же была проанализирована успеваемость учащихся. На втором уровне обучаются 19 % учащихся, на 3–4 уровне — 81 %.
Суточная двигательная активность: очень высокая (более 5 км) у 12 % учащихся, средняя и высокая (3.6 км.) — у 65 %, и низкая (менее 1,6 км) — у 23 %.
Диаграмма показывает, что среди 81 % детей с успеваемостью 3–4 уровня 60 % проявляют среднюю двигательную активность, 19 % — низкую и 2 % — очень высокую.
А среди 19 % детей с низкой успеваемостью 10 % проявляют очень высокую активность, 7 % — низкую и 2 % — среднюю и высокую двигательную активность.
В результате анализа полученных данных мы выявили связь двигательной активности и успешности обучения.
В ходе опроса детей выяснилось:
среди детей с низкой активностью жалуются на самочувствие в течение рабочего дня — 100 % детей;
дети со средней и высокой активностью на самочувствие жалуются — 4 % детей;
дети с очень высокой двигательной активностью жалуются только на усталость.
Следовательно, низкая двигательная активность влияет на самочувствие, которое, в свою очередь, связано с восприятием и усвоением учебного материала.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
Двигательная активность оказывает позитивное влияние на учебную деятельность, усиливает стрессоустойчивость детей.
Чрезмерная двигательная активность влияет на восприятие учебного материала, снижает концентрацию внимания, что негативно отражается на успеваемости.
Литература:
- Физическая культура. Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». М., 2003. 174 с: ил.
- Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры. Смоленск: СГИФК, СГУ. 2005. — 93 с.: ил.