Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 568 раз

Библиографическое описание:

Насырова, Н. Ю. Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников / Н. Ю. Насырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91322/ (дата обращения: 04.12.2024).



С каждым годом на рынке труда происходят кардинальные изменения — одни профессии появляются, другие исчезают. Динамика подобных перемен провоцирует множество определяющих будущее вопросов у старшеклассников: Кем я стану в будущем? Не будет ли моя профессия приносить мне разочарование? Будет ли она мне нравиться? Несомненно, для старшеклассника выбор профессии является основополагающим вектором на жизненном пути. От правильного выбора профессии зависит многое. Данное решение отражается как на социальной роли и материальном благополучии человека, так и на его физическом, а также психологическом здоровье, потенциальном признании и самоудовлетворенности. Многие известные психологи и педагоги утверждают, что одним из основополагающих факторов приводящим к успешной социализации и интеграции человека является правильно выбранная профессиональный путь, а именно: грамотно сформированное профессиональное самоопределение.

Профессия играет огромную роль в судьбе человека и сопровождает его на всём жизненному пути. Она определяет его доход, образ мышления, круг окружения, а также социальное положение. Неудивительно, что такие выдающиеся ученые как Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер, А. П. Чернявская, Л. Ф. Шеховцова, А. С. Макаренко, А. Г. Асмолов, В. И. Степанский, А. С. Климов, Л. Д. Столяренко и многие другие, детально изучали данный вопрос и уделяли огромное внимание вопросам профессионального отбора и выбора, профессионально пригодности и личностным особенностям человека, развитие которых становится возможным благодаря профессиональному самоопределению.

На развитие профессионального самоопределения оказывают влияние различные факторы, к которым можно отнести как личное стремление индивида, основанное на факторах внутренних, так и внешние факторы. К внутренним факторам относится стремление к достижению профессиональных высот в рамках выбранной профессии, которая будет также выражаться в приемлемом и обоснованном материальном эквиваленте, а также гарантирует ожидаемый уровень социального поощрения. В контексте вышеперечисленных факторов индивидуальное значение для личности выбранного профессионального пути тесно переплетается и предопределяет процесс самоактуализации человека. Значимыми условиями для принятия конечного решения по профессиональной идентификации также служат факторы физического и психологического благополучия, при которых соответствие трудовым требованиям окажется посильным для человека и позволит ему сохранять внутреннее спокойствие и удовлетворённость на длительном промежутке времени, в противном случае, велик риск профессионального выгорания и социальной отчуждённости, которые в обязательном порядке приведут к снижению трудовой эффективности и конфликту между сложившимися в человеке ожиданиями и окружающей действительностью.

К внешним факторам, влияющим на профессиональное самоопределение, относится окружение старшеклассника. Семья оказывает важное влияние на профессиональный путь старшеклассника, так, во многих случаях, при выборе профессии старшеклассник часто не может определиться самостоятельно и обращается за помощью к родителям. В зависимости от уровня эмпатии, чуткости и собственного благосостояния, родители рекомендуют либо наиболее безопасный путь, отражающий интересы ребёнка, либо наиболее очевидный, коим может стать востребованная на рынке труда профессия или сфера работы самих родителей.

Выбор будущей профессии активизирует внутренние процессы старшеклассников, связанные с переоценкой личностных ценностей, жизненных планов, идей и мотивов. В то же время, цели, планы и мотивы регулируются ничем иным, как ценностной системой человека. Её формирование складывается из множества факторов, основным из которых является направленность мышления и взглядов конкретного человека. Работа по профессиональному определению должна носить системный и всесторонний характер, ведь только в этом случае можно смело говорить о сформированной ценностной определённости старшеклассника.

В научных кругах идея о том, что ценностное ориентирование является ключевым инструментом профессионального выбора, находит широкий отклик. Е. А. Климов один из известных ученых, который заложил фундамент для современной профориентационной деятельности. Он утверждал, что необходимо воспитывать самостоятельно мыслящего человека, способного принимать ответственные решения. Также в своих трудах Е. А. Климов высказывался о необходимости формирования ценностных ориентиров старшеклассников. В свою очередь, Л. И. Божович пришел к выводу, что ключевым условием возникновения и становления духовного, личностного, социального, а также профессионального самоопределения человека выступают именно ценностные ориентации. Схожую позицию высказал и Н. С. Пряжников, провозгласив фундаментальность ценностных ориентаций в контексте развития человека и социума. Е. И. Головаха определяет ценностные ориентации как незаменимое условие для принятия согласованной системы жизненных ценностей, упорядоченных и структурированных для дальнейшего эффективного становления человека. Таким образом, можно заключить, что ценностные ориентации формируют «ядро» социального существования человека, без которого невозможно регулирование его деятельности.

По мнению С. Л. Рубинштейна, ценность — это доказательство значимости того или иного предмета или системы взглядов, которое находит своё отражение в иерархии потребностей человека. Он утверждал, что лишь признаваемая ценность несёт в себе функцию поведенческого ориентира. Своё проявление ценностные ориентации находят в приоритетной нацеленности сознания и действий, которые ярче всего выражены в значимых для человека и полезных для всего социума поступках. В случаях, когда формирование ценностей и индивидуальных качеств человека носит системный характер, оно закрепляется на уровне самой личности и находит отражение во всех сферах её жизни. Так, подобные ценности оказывают влияние на модель поведения человека, его отношение к внешнему миру, себе, своей семье и потребности в социальной активности. Данные процессы демонстрируют отношение человека к жизни, его амбиции и определяют способы их достижения. Ценностные ориентации являются важной частью сознания, структурной единицей, суть которой заключается в формировании устойчивой личности и эффективной преемственности обусловленного типа деятельности, выражающихся в потребностях и интересах человека. Таким образом, ценностные ориентации выполняют роль своеобразных «фильтров», которые пропускают лишь ту информацию о мире, труде и самом себе, восприятие которой не требует масштабной перестройки личности. Напротив, такая информация дополняет картину мира человека и помогает в поддержке внутренней целостности. Именно поэтому в процессе формирования личности следует уделять огромное внимание профессиональному самоопределению.

В заключение можно сделать вывод, что на развитие профессионального самоопределения большое влияние оказывает ценностные ориентации. Ведь для профессионально самоопределившейся личности характерно взвешенное осознание своих профессиональных желаний (планов, идеалов, желаний) и реальных возможностей (склонности, навыки, таланты). Профессиональное самоопределение выполняет роль самостоятельного этапа социализации, задача которого заключается в формировании у человека устойчивой системы взглядов на жизнь и трудовую деятельность, цели и планов, а также непосредственной готовности к самостоятельному достижению поставленных задач с последующей интеграцией в трудовой социум. Важным фактором данного процесса является осознанность, которая выражается в соотнесении своих истинных качеств, возможностей, желаний и требований к миру с реальным положением вещей, востребованностью, заинтересованностью и актуальностью конкретной профессии в контексте действующей системы.

Литература:

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е. А. Климов. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2007. — С. 102–107.
  2. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова.- М: Просвещение, 1983. — 112 с.
  3. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–11341–9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449912
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: «Академия», 2007. — 503с.
  5. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // № 1. — (Серия 14, Психология). — С.23–39.й
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, ориентация, выбор профессии, жизненный путь, рынок труда.


Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Задать вопрос