Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.04.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Олейникова, Е. Е. Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов / Е. Е. Олейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113182/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении всей человеческой истории высокой значимостью в обществе отличались люди, обладающие профессионализмом в своей трудовой деятельности. В современном мире также высоко ценится образование, высококвалифицированность специалиста, профессионализм и конкурентоспособность. При профессиональном отборе специалистов, работодатель задает вопросы, о качестве знаний и навыков опрашиваемого претендента на вакансию. Наблюдается тенденция к низким показателям вышеперечисленного, что часто связано не с качеством получаемого образования, а с незаинтересованностью бывшего студента в получении преподаваемых знаний. В таком случае, остро встает вопрос о мотивации студента выбора данной профессии, каким образом диагностируются мотивы получения данной профессии у выпускника школы, абитуриента? Каким образом, возможно, спрогнозировать успех той или иной личности в конкретной сфере трудовой деятельности? Что связывает успешное освоение профессиональных знаний с профессиональной мотивацией и личностными особенностями человека? Каким образом должна быть осуществлена «мотивировка» работника/работников для получения высоких результатов и высокой эффективности?

Запрос современных организаций — это получение в свой штат профессионала, который обладает большим запасом знаний, умений и навыков и способен их реализовать, имея при этом высокую эффективность. При выборе профиля обучения в высшем учебном заведении, необходимо учитывать свои личностные особенности, которые будут способствовать более успешному освоению материала и эффективной работе, в дальнейшем. Например, техническая специальность подразумевает необходимость учесть математические способности будущего студента, которые будут влиять на успешность усвоения знаний, умений и навыков. При выборе гуманитарных специальностей учитывается склонность студента к социальным, филологическим наукам. Также, обращаясь к накопленному в истории опыту, можно заметить, что люди, работающие в технических специальностях, менее коммуникабельны, чем люди, работающие в гуманитарных направлениях, коммуникабельность также как и склонность к конкретной деятельности, является личностной особенностью каждого человека. Изучение, как своих, так и личностных особенностей окружающих занимает длительное время. Формирование индивидуальных характеристик — это кропотливый труд каждой личности в течении ее жизни. Личностные особенности — это многогранный феномен, рассматриваемый каждым автором по-разному, в зависимости от того, что включается в термин «личность».

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, как указывает Е. П. Ильин, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Мотивация, по определению С. Л. Рубинштейна, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворить их, подавлять или не реагировать на них, Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив, пишет В. И. Ковалев [30], не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитании человека, его образования

Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Может быть так, что человек, очень мотивированный на выполнение своей работы, дает результаты худшие, чем человек менее мотивированный, либо даже слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например, как квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения, удачливость и т. п.

Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать. Если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затрачивавшего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных, но производительных работников. По-видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны знать и помнить о том, что в руководимом ими коллективе данная проблема может возникать и ее решение не является столь очевидным и легким.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень слияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

На стыке 50–60-х гг. Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т. е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т. е. с внутренними по отношению к работе факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл эти факторы «удовлетворителями». Это название не получило широкого хождения. Обычно эти факторы называются мотивирующими.

Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, обобщенно которую можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.

Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. В то же время наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. То есть данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением «боли», «страдания». В литературе по управлению обычно их называют факторами «здоровья», как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные, здоровые условия труда.

Факторы «здоровья» могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем. Эти факторы помогают человеку устранить «боль», которую он переживает в их отсутствие. Но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности, К факторам здоровья относятся: заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т. п.), статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, явился вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

На основе разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После того как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов здоровья — практически бесполезное дело. Поэтому после этого менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.

Литература:

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
  3. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом. — Ашхабад, 1988.
  4. Китвель Т. А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. — Таллин, 1974.
  5. Макшанов С. И. Психологические теории преднамеренных изменений // Журнал практического психолога, 1998, № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение человека, мотив, действие, какой образ, потребность, результат труда, высокая эффективность, заработная плата, рабочее место, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся

Задать вопрос