Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности
Авторы: Кузнецова Лейла Эдуардовна, Юшина Инна Сергеевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 28.09.2017
Статья просмотрена: 259 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. Э. Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12981/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время под влиянием множества изменений в духовной, социально-экономической сфере жизни происходит ломка привычных ценностей, деформация некоторых половых ролей. Формирование определенной гендерной направленности личности происходит под воздействием необходимости ее социально-психологической адаптации к изменяющейся социальной среде, и, в свою очередь, приводит к созданию новой системы ценностных ориентаций. Особенно активно процесс изменения системы ценностей и жизненных установок происходит в молодежной среде, что с одной стороны помогает им успешно адаптироваться к новым требованиям общества, а с другой стороны создает новую социальную группу людей, новое личностное мировоззрение и отношение к миру.
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности.
Исследование проводилось базе психологического центра «Феникс» г. Шахты Ростовской области. В исследование приняли участие 48 студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в г. Шахты, средний возраст 20 лет.
С целью изучения гендерной направленности личности использовалась методика на изучение психологического пола Сандры Беем. Для изучения ценностных ориентаций использовалась методика изучения ценностных ориентаций Рокича, тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест интерперсональной диагностики Лири.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.
У студентов направления подготовки «Психология» доминирует фемининный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности фемининного типа у девушек и андрогинного типа у юношей. Можно предположить, что под влиянием женской направленности будущей профессии в процессе учебы у девушек происходит закрепление типично женских качеств, а у юношей же происходит переход от типично мужских качеств к женским, что влияет на формирование андрогинности. Формируется способность к сочувствию, сопереживанию, альтруизм, что свойственно типично женскому образцу поведения. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология»
У студентов направления подготовки «Юриспруденция» доминирует маскулинный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности маскулинного типа как у юношей, так и у девушек. Можно предположить, что под влиянием мужской направленности будущей профессии, в процессе обучения у юношей происходит закрепление типично мужских качеств, у девушек переход от типично женских качеств к мужским, что в результате формирует андрогинность. Характерно формирование таких качеств как выносливость, напористость, самостоятельность, целеустремленность, что свойственно типично мужскому образцу поведения. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»
У студентов направления подготовки «Экономика» доминирует андрогинный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности андрогинного и фемининного типа у девушек и андрогинного и маскулинного типа у юношей. Можно предположить, что данная профессия оказывает нейтральное воздействие на формирование гендерной направленности личности. Поэтому у девушек формируются присущие им фемининные черты, а у мужчин маскулинные, а также под влиянием социального окружения андрогинные черты. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»
Можно говорить об особенностях проявления в межличностном общении гендерного типа личности студентов с различной профессиональной направленностью.
У студентов направления подготовки «Психология» с доминированием фемининного гендерного типа личности выявлен сотрудничающий-конвенциальный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия значительно преобладает над фактором доминирования. В общении преобладает добросердечие, доверчивость, отзывчивость, уступчивостью. Умеренно выражена уверенность в себе и стремление к доминированию.
У студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности выявлен независимый-доминирующий стиль межличностного общения. Фактор доминирования значительно преобладает над фактором дружелюбия. Выражено стремление к лидерству, уверенность в себе, требовательность и скептицизм.
У студентов направления подготовки «Экономика» с доминированием андрогинного гендерного типа личности выявлен ответственно — великодушный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия несколько преобладает над фактором доминирования, выраженность которого умеренная. Проявляют отзывчивость, добросердечие, умеренную скептичность, достаточную уверенность в себе.
Итак, у студентов с разной профессиональной направленностью доминирует определенный гендерный тип личности, проявляющийся в индивидуально-стилевых особенностях межличностного общения.
Для студентов с различной профессиональной направленностью характерны как различия, так и сходства в системе ценностных ориентаций.
Наиболее отличны от других ценностные ориентации студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности. Среди терминальных ценностей (ценности-цели) они подчеркивают важность уверенности в себе; познания, расширения своего образования; наличия хороших и верных друзей; материально-обеспеченной жизни и интересной работы; среди инструментальных ценностей (ценности-средства) подчеркивают важность твердой воли; эффективности в делах; рационализма; независимости; жизнерадостности и образованности.
Ценности студентов направления подготовки «Психология» и «Экономика» с доминированием андрогинного и фемининного гендерного типа личности в целом сходятся. Для них важны среди терминальных ценностей: здоровье, любовь, жизненная мудрость, материально-обеспеченная жизнь, семейная жизнь; среди инструментальных ценностей: жизнерадостность, честность, чуткость, ответственность, независимость. Отличаются ценности в том, что для студентов направления подготовки «Психология» ценны творчество, друзья, воспитанность, образованность, терпимость, а для студентов направления подготовки «Экономика» ценны интересная работа, самоконтроль, исполнительность, рационализм.
Уровень реализованности ценностей больше у студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности.
Студенты направлений подготовки «Психология» и «Экономика» четко видят свои цели и уже исходя из них начинают формировать ценности-средства. Студенты направления подготовки «Юриспруденция» больше ориентированы на поиск ресурсов и у них реализованность ценностей-средств больше, чем ценностей-целей.
Для студентов с различной профессиональной направленностью и гендерным типом личности характерны различия в смысло-жизненных ориентациях. Наиболее высокий уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни наблюдается у студентов направления подготовки «Юриспруденция». Они удовлетворены жизнью и самореализацией, склонны к интернальности, убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Умеренный уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни наблюдается у студентов направления подготовки «Экономика». Они удовлетворены самореализацией, склонны к экстернальности, зависимости от внешних обстоятельств, проявляют умеренную готовность бороться за свою жизнь. Сниженный уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни, удовлетворенности жизнью выявлен у студентов направления подготовки «Психология». Удовлетворенность самореализацией умеренная. Преобладает экстернальный локус контроля. Не хватает уверенности в себе, в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Корреляционная зависимость показала, что существует взаимосвязь гендерного типа личности студентов определенной профессиональной направленности с их ценностными ориентациями.
Для студентов направления подготовки «Психология» с доминированием фемининного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как любовь, верные друзья, творчество, здоровье, жизненная мудрость, честность, терпимость. Выявлена отрицательная корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, интернальностью и фемининным типом личности.
Для студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как уверенность в себе, активная жизнь, развлечения, твердая воля, эффективность в делах, рационализм, смелость, независимость. Выявлена положительная корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, интернальностью и маскулинным типом личности.
Для студентов направления подготовки «Экономика» с доминированием андрогинного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как продуктивная жизнь, здоровье, интересная работа, исполнительность, рационализм, ответственность, честность. Корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, локусом контроля и андрогинным типом личности не выявлена.
По результатам исследования со студентами были проведены индивидуальные психологические консультации, выданы практические рекомендации.
Результаты исследования, отобранный психодиагностический материал, практические рекомендации могут быть использованы психологами в работе с молодежью с целью обеспечения успешного профессионального самоопределения юношей и девушек в соответствии с выявленным гендерным типом личности и ценностными ориентациями.