Введение. Уязвимость детей с ограниченными возможностями усиливается из-за их растущей потребности в зависимости от опекуна и большего стресса и разочарования для взрослых. Дети-инвалиды часто более изолированы от сверстников и не имеют контактов вне дома.
Дети и взрослые с ОВЗ практически никогда не получают уважения со стороны общества в целом, поскольку им не предоставляются все льготы, права и привилегии, как другим людям, не имеющим недостатков. Помощь для детей с ОВЗ в основном сосредотачиваясь только на их физических потребностях и игнорируя психологические, эмоциональные или социальные потребности. Часто родители и общество негативно относятся к детям с ограниченными возможностями. Социальная отторжение общества являются обычным явлением, и их часто унижают и высмеивают.
Отношения родителей являются важным компонентом среды, влияющей на развитие социальных навыков детей с ОВЗ. Повышение стресса среди родителей из-за возросшей потребности в энергии, времени и финансовых ресурсах может повлиять на их отношение к ребенку. Кроме того, социальная стигма и насмешки, связанные с любой формой инвалидности, приводят к социальной изоляции. Если у родителей и опекунов высокий уровень негативных эмоций, это может привести к дисгармонии в семье, что может отрицательно сказаться на развитии и реабилитации этих детей.
Если исходит из теории привязанности, то можно заметить, что самая большая потеря и негативные последствия для ребенка с ОВЗ — это отсутствие адекватных заботливых отношений со взрослыми [2].
Таким образом, то, как родители реагируют на ребенка с особыми потребностями, частично зависит от того, как они это воспринимают, и практических последствий для них инвалидности или болезни. Отношение родителей к этим детям часто сопровождается негативными чувствами враждебности, стыда, отрицания, вины, горя, проецирования вины, отстраненности, отвержения, а также как чувства беспомощности, неполноценности, гнева и шока, в то время как некоторые другие испытывают неверие, депрессию и самообвинение. Семейный кризис может возникнуть из-за наличия ребенка с особыми потребностями.
Таким образом, отношение родителей может стать препятствием как в процессе, так и в результате адаптивного этапа у детей с ОВЗ, поскольку среда, в которой рождается и воспитывается ребенок, оказывает огромное влияние на психологическое и физическое благополучие ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально особенности формирования социальных-коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
Гипотеза: мы предполагаем, что стиль детско-родительских отношений влияет на уровень сформированной коммуникативных умений у детей с ОВЗ
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в период с марта по май 2020 года на базе благотворительного образовательного фонда «Мархамат». Совокупная выборка исследования составила 50 человек, 25 семей, где воспитываться дети с ОВЗ. В состав психодиагностического инструментария вошли следующие психодиагностические методики: для определения детско-родительских отношений мы использовали тест-опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин), для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей в редакции М. И. Лисиной, методики «День Рождения» М. А. Панфиловой, «Рукавички» Г. А. Цукерман.
Результаты исследования и их интерпретация. Данные были проанализированы, и результаты представлены в описательных частях и таблице. Данные были проанализированы в процентном отношении.
Опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин) показал следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Расчет семей с преобладающим стилем детско-родительских отношений
При проведении анализа мы получили, что у большего числа родителей установлен симбиотический стиль воспитания, это доказывает нам, что в этих семьях стараются удовлетворить все надобности ребенка с ОВЗ, его оберегают от неприятностей, тяжестей, преград, жизненных невзгод. Главной из обратных сторон этого стиля воспитания является повышенный уровень тревоги родителей за ребенка, когда он начинает проявлять независимость в период взросления. Ребенок не испытывает ответственности за свои поступки, так как ее стараются брать на себя его родные.
Вторым по численности выявлен стиль родительского отношения «образ социальной желательности». Стиль характеризуется интересом в делах и планах ребенка, состраданием ребенку, а также помощью во всех делах. Родители ценят личное пространство и ведут себя с ребенком на равных ролях. Проявляют большое доверие ребенку, стремятся встать на его точку зрения в спорных ситуациях, проявляют заботу.
Нами было установлено, какой уровень сформированности коммуникативных навыков детей с ОВЗ (методика «Рукавички» Г. А. Цукерман) [4].
В ходе проведения эксперимента было выявлено, что только один ребенок с ограничениями находится на высоком уровне развития коммуникативных навыков.
Рис.1. Уровни сформированности коммуникативных навыков детей с ОВЗ по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман»
У 55 % респондентов — средний уровень сформированности социальных-коммуникативных навыков, при которым испытуемые смогли прийти к общему решению. У 40 % детей низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, они не пользовались ни устными ни письменами средствами связи. Они не посещают учебные заведения по состоянию здоровья их единственный способ научиться коммуницировать это их родные.
Анализируя корреляционную взаимосвязь, можно проследить прямую связь между уровнем коммуникативности ребенка с ОВЗ и стилем отношения «принятие — отвержение» (r = 0,88 при r кр ≤ 0,01). Стиль отношения «симбиоз» имеет прямую связь коммуникативными навыками ребенка (r = 0,46 при r кр ≤0,05). Подвергая рассмотрению эту взаимосвязь, мы пришли к мнению, что чем малая психологическая дистанция между родителями и детьми с особыми потребностями, теплые отношения, своевременная эмоциональная и материальная поддержка родителей к своему ребенку, более тесную социальной взаимосвязи. Прямая взаимосвязь между «отношением к неудачам ребенка» и навыка коммуникации (r = 0,47 при r кр ≤ 0,05) говорит о том, что поддержка интересов, хобби, идей и чувства ребёнка акцентирование внимания на удачах, а не на ошибках ребенка повышает уровень социальных-коммуникативных навыков детей с особыми потребностями.
Заключение. В процессе исследования мы выяснили, что большая часть детей владеет коммуникативными навыками на низком уровне, что выражается в невнимательности к собеседнику, его мнению, ученики не умеют находить общий язык друг с другом, не умеют сотрудничать.
Мы предположили, что уровень коммуникативности связан с особенностями детско-родительских отношений и с помощью статистических методов установили эту взаимосвязь.
Выводы:
1) стиль детско-родительских отношений «принятие — отвержение» имеет самое большое влияние на навыки детей с особыми потребностями;
2) был установлен высокий уровень взаимосвязи между стилем детско-родительских отношений «симбиоз» и уровень общительности, так и между «отношением к неудачам ребенка» и навыка коммуникации.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи детско-родительских отношений и уровнем коммуникативности, нашла свое подтверждение в данной работе.
Литература:
- Алексеева М. Воспитание социальной активности (старший дошкольной возраст) [Текст] / М. Алексеева, Э. Суслова, В. Яшина // Дошкольное воспитание. 1985. — № 11. — С.31–35.
- Ашум Гупта Позитивное восприятие родителей детей с ограниченными возможностями [Текст] / Гупта Ашум, Нидхи Сингхал. // Азиатско-Тихоокеанский журнал реабилитации инвалидов. — 2004. — № 22. — С. 22–32.
- Бодалев А. А. Психология общения [Текст]/ А. А. Бодалев. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
- Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. [Текст]/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Владос, 2007.
- Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник [Текст] / Е. А. Стребелева. — Москва: Парадигма, 2012. — 225 с.