Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полтавцева, В. Н. Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста / В. Н. Полтавцева, Л. В. Косарева, Л. П. Башманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3579/ (дата обращения: 23.12.2024).



Дети — наша надежда и опора в будущем и от нашего нынешнего воспитания зависит благополучная дальнейшая жизнь, ибо что мы посеем, то и пожнём. Мы, педагоги, часто задумываемся: каким же будет человечек, рождённый в XXI веке, в настоящее время посещающий группу нашего детского сада. В данный момент маленький человек знает ещё очень мало и с трудом ориентируется в таком сложном мире взрослых. Он учится общаться со сверстниками, проявляя своё «Я», стараясь убедить окружающих в своей индивидуальности, со своими правами, а вот обязанности выполнять хочется не всегда.

Дети приходят в этот мир совершенными — и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают всё, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения — но только если взрослые захотят начать с себя. Серьёзное отношение к точке зрения ребёнка может оказаться для многих непривычным. [1, с. 3]

Опыт детства определяет взрослую жизнь человека. Именно в детстве происходит формирование здоровья и становление личности.

В начале жизненного пути рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни — родители, бабушки, дедушки. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт, развивается. Большинство родителей стремятся правильно воспитать детей, но, к сожалению, есть семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, занимающиеся их обучением и воспитанием, а также сверстники. Дети накапливают нравственный опыт, общаясь со взрослыми, получая от них положительные эмоции, похвалу, наблюдая за их положительным поведением и подражая им.

Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения, с уважением относиться к их правам, открыто показывать детям свою любовь, позволять им учиться на естественных последствиях поступков, а не на системе наказаний, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей.

На определённом этапе своей жизни ребёнок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди: взрослые и дети, которых он увидел впервые и не знал раньше. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и увлекательную жизнь дома и в детском саду, ребёнок будет продолжать успешно развиваться и в дошкольном учреждении, приобретёт новый опыт общения со сверстниками. А воспитатели помогут подготовить ребёнка к вступлению в новую школьную жизнь.

Важную роль в нравственном становлении личности ребёнка играет семья. Семья — основа настоящего и будущего России. Все мы прекрасно понимаем, что нравственно здоровая и духовно крепкая семья и есть основа полноценного общества. Какой быть России, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. Родители — это тот круг людей, в котором почти постоянно находится ребёнок и из которого исходит поток непрерывных психологических воздействий на него. Именно в семье закладываются такие общечеловеческие ценности, как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлении чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: доброжелательные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор, или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, хмурые, недовольные лица. Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности. Будучи членом семейного коллектива, ребенок вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Дошкольник под руководством взрослых учится вести себя правильно, он усваивает положительные нормы общества, в котором живёт, у него формируется толерантное отношение к окружающим его людям. [2, с. 25]

Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер… вот тогда начинаются трудности и проблемы. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свою копию.

Взрослые, воспитывая детей, требуют от них соблюдения некоторых норм и правил, за выполнение которых их поощряют, за нарушение — предъявляют порицания и наказания. Для детей похвала взрослого человека, особенно родителя, значит очень много, и каждый ребёнок старается совершать положительные поступки, чтобы заслужить её. Поэтому, у воспитанников каждый день формируются определённые привычки поведения, которые ориентируют их в плохих и хороших поступках. [4, с. 10]

Во всём мире растёт жестокость, агрессия, насилие, увеличивается рост преступности, что является результатом неправильного воспитания, в частности нравственного: в своё время родители не помогли ребёнку усвоить моральные нормы, представления о плохом и хорошем. Поэтому нашей первостепенной задачей является оказание помощи родителям в выращивании доброжелательного, прекрасного, чуткого потомка, ведь именно в дошкольном учреждении ребёнок проживает большую часть своего детства. Чтобы её успешно решить, нужно использовать весь свой педагогический, опыт, накопленный годами.

Какими же методами и приёмами воспитания воспользоваться, чтобы человек будущего стал гармонично и всесторонне развитой личностью? Как убедить родителей стать соратниками в воспитании своих детей? Ведь от положительного содружества «воспитатель — ребёнок — родитель» — зависит полноценное развитие ребёнка.

Потребность родителей и детей в совместном проведении свободного времени является очень актуальной. Но современных родителей, выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не увлечь. Мы постарались сделать каждую встречу живой, яркой, эмоциональной, насыщенной и обязательно с практической деятельностью. Предложили родителям, заинтересованным в воспитании своего ребёнка, прожить маленькую жизнь в клубе «Мы — вместе», где они не только получают полезные советы в воспитании своих дошколят в доступной и понятной форме, но и сами принимают активное участие в педагогическом процессе: играют, трудятся и отдыхают вместе, чтобы лучше понять себя и своих детей, стать по-настоящему успешными родителями. Встречи организовывались ежемесячно. Формат их был разным: круглые столы по обсуждению каких-либо актуальных вопросов, тренинги и игры, мастер-классы, вечера отдыха, викторины. В этих мероприятиях старались проследить преемственность поколений, сохранение семейных традиций, связь истории страны с близкими и родными людьми. Большинство семей располагает такой могучей духовной, воспитательной силой, как бабушки и дедушки, которые зачастую помогают своим детям воспитывать их детей, помогают и словом, и делом. Эффективным методом воспитания наших деток является проведение праздников, на которые были приглашены все члены семьи: от самых маленьких, до самых пожилых. К праздникам воспитанники вместе со своими родственниками изготавливали друг другу подарки. Взрослые делились своими семейными традициями. Ведь традиции — это то, что делает на самом деле каждую семью уникальной, и именно традиции сплачивают всех членов семьи. Ведь пока живы традиции в семье, пока мы их чтим, бережем и передаем из поколения в поколение, связь поколений не прервется.

Совместно с родителями были подготовлены и проведены такие мероприятия как: час семейного отдыха «Как взрослые и дети живут на белом свете», «Под семейным зонтиком», которые помогли детям лучше узнать своих родителей, а родителям — открыть новые таланты в своих детях.

Также наши воспитанники с большим интересом смотрели кукольные спектакли, организованные силами родителей: «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка», «Колосок», они прошли с большим успехом и принесли детям только положительные эмоции, расширили понятие детей о хороших и плохих поступках, щедрости и жадности, справедливости, а также ответственности за порученное дело.

Практика показала, что клуб реально помогает установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и семьи. Родителям очень нравится делиться успехами в воспитании.

В нашей группе дети очень быстро вступают в разговор со взрослыми, они любознательны, любят играть друг с другом, делятся игрушками. Большая часть детей соблюдает нормы вежливости (здороваются, благодарят, прощаются). Большинство детей быстро включаются в игры, особенно, если они подвижные. Так же в ситуациях, когда кто-то плачет, дети собираются вокруг и выясняют «кто первый начал» и кто должен извиниться. Безусловно, есть и такие дети, которые обзываются, лезут в драку, пытаются отнять игрушки у других ребят. К таким детям другие ребята относятся критично.

Воспитание всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, разбираться в побудительных мотивах его поступков в сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический приём. В одном случае на ребёнка лучше влияет указание, сделанное спокойным деловым тоном, в другом — обращение мягкое, ласковое, в третьем — в виде вопроса или напоминания, в четвёртом — в форме шутки и т. п. Умение понимать ребёнка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему. [3, с. 15]

Родители, в любых самых сложных и острых педагогических ситуациях, должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нём развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребёнку всегда оставаться доброжелательными.

Наблюдая за взаимодействием детей и их родителей, был сделан вывод, что у многих из родителей установлен доверительный контакт с детьми, общение между ними ласковое, есть взаимопонимание. Практически все родители целуют своих детей на прощание.

Данные результаты мы можем объяснить также действием других факторов, оказывающих влияние на нравственное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, например, окружение сверстников, особенности образовательной среды дошкольного учреждения, средства массовой информации.

Чтобы ребёнок вырос достойным человеком, стремящимся к совершенствованию и помощи людям, его нужно искренне любить, а остальное приложиться. Хочется, чтобы родители осознали великую силу чистой, искренней любви.

Литература:

  1. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. — Изд.2-е.- Ростов н/Д:Феникс, 2009. — 282.
  2. Бикеева А. С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. М., 2009.
  3. Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. СПб.,2011.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. И высш. пед. учеб. Заведений. М., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, взрослый, детский сад, дошкольное учреждение, маленький человек, воспитание, поступок, Россия, член семьи.

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос