Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Автор: Синько Елена Владимировна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 30.03.2020
Статья просмотрена: 466 раз
Библиографическое описание:
Синько, Е. В. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Е. В. Синько. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5071/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживания ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. Мы должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души — воспитание основы нравственных качеств будущего взрослого человека. Но, очевидно рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности закладывается именно в дошкольном возрасте интенсивного развития нравственных качеств чувств и межличностных отношений. В дошкольном детстве у ребенка формируются основные нравственные качества, он приобретает основы личностной культуры ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, сосредоточие общечеловеческих качеств и ценностей (честность, доброжелательность, щедрость, трудолюбие, общительность, истина, добро) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявление эмоционально — оценочного отношения к происходящему). Анализ литературы показал, что ни одна психологическая проблема на сегодняшний день не вызывает такого большого количества исследований, как проблема нравственного развития детей, а соответственно формирование нравственных качеств, в процессе социализации личности.
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят такие задачи, как формирование у детей нравственных качеств и представления о внутреннем мире человека, о его месте и роли в окружающей среде. Что же такое нравственность и из чего состоит? С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает такое определение: нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, соответствующие требованиям высокой нравственности.
Чем же обусловлена данная проблема? Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны, чрезмерная занятость родителей, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия, по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Поэтому, уделять этой проблеме большое внимание следует уже с дошкольного возраста. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, становление которых происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания, во-вторых, становление моральной саморегуляции поведения и, в-третьих — развитие социальных, нравственных чувств. Необходимо создать условия, когда нормами морали начинает регулировать реальное поведение ребенка, то есть устанавливается связь между нравственным сознанием и нравственным поведением ребенка. Нравственное развитие в дошкольном возрасте обусловлено расширение жизненного опыта ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, так как в дошкольном детстве у ребенка формируются основные нравственные качества, он приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Таким образом, в основе воспитания личностных качеств ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и межличностных отношений, которые демонстрируют значимые для ребенка люди. Какие же наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в детях? Вежливость, деликатность — сестра вежливости. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. Чувство такта — является регулятором поступков человека. Предупредительность. Скромность — показатель подлинной воспитанности. Общительность. Дисциплинированность — проявляется в поступках человека.
В практике воспитания, как пишут Т. П. Гаврилова. В. А. Горбачева, Л. Панкратова, существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами.
Усвоение ребенком знаний, формирование нравственных качеств, может быть успешным только тогда, когда все его окружение, а это детский сад и родители устанавливают между собой необходимый для этого доверительный контакт. Вдумчивый и серьёзный педагог, чутко отзывающийся на нужды и потребности детей, всегда найдёт путь к сближению с родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых линий воздействия на ребёнка.
Положительные результаты в воспитании детей, как отмечает Л. В. Загик, достигаются при умелом сочетании разных форм работы дошкольного учреждения с семьей, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей-воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа: беседы, консультации для родителей. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы, проводить деловые игры, диспуты, дебаты, круглые столы, проводить совместные проекты. Эти формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Так же рекомендуется применять такие формы работы с родителями как — творческие мастерские, дни добрых дел, КВН, конкурсы и разнообразные тренинги. В современной педагогике широко применяют анкетирование и интервью, при котором все вопросы определены заранее. Родительские собрания, должны перестать быть формальностью, и проводится для галочки. Необходимо выбрать интерактивные формы родительских собраний с активным участием обеих заинтересованных сторон. Целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей.
Можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств у ребенка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. Семья влияет на развитие ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Задача педагога — помочь повысить знания по данной теме у родителей, тесно с ними сотрудничать и идти в одном направлении, преследуя общие цели в воспитании детей.
Поэтому, необходимо помнить, для того чтобы сформировать нравственные качества у детей дошкольного возраста в полной мере, необходимо быть личным положительным примером для ребенка, способствовать полноценному развитию личности ребенка. Формировать у детей представления о душевной красоте и значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную активность, развивать желание помогать и сочувствовать людям.
В формировании нравственных качеств особенно важен индивидуальный подход, который требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности дошкольника и состоянию, его индивидуальности.
Литература:
- В.В Ветрова. Уроки психологического здоровья. Психология развития. 2000
- А. М. Виноградова. Пособие для воспитателя. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Просвещение, 1997
- https://solnishko.educrimea.ru/about/news/422022
- С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- https://kladraz.ru/blogs/blog21771/obobschenie-opyta-nravstvenoe-vospitanie
- https://www.moi-detsad.ru/konsultaac/ 7.http://doshkolnik.ru/nravstvennost/16309.html.