Нравственное развитие предполагает обретение ребенком устойчивых навыков в различении добра и зла, прекрасного и безобразного, сознательное приложение усилий по сохранению, совершенствованию и созиданию окружающего мира — материальных и духовных ценностей, составляющих человеческую культуру. Именно эта область личностного развития предоставляет маленькому человеку возможность выстраивать свою жизненную стратегию с учетом ясных духовно-нравственных ориентиров.
На нравственное формирование личности ребенка непосредственное влияние оказывает окружающая среда. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения — есть фундамент нравственных идеалов детей, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. В то же время семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку опыта эмоциональных и партнерских отношений между людьми, в идеале — опыта нравственной воспитанности.
Семья — это концентрация любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Это самое дорогое и важное, что у него есть. Она раскрывает человеку смысл жизни, порождает в душе лучшие, высокие чувства — любовь, долг, стыд, ответственность. В то же время семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки взаимоотношения с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, весь уклад жизни, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, предоставляет критерии оценки достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. А это возможно только через другого человека, партнера по общению, прежде всего, через родителей.
Известно, что не каждая семья может считаться идеальной с позиций нравственных норм, следуя которым живёт общность людей. Но несмотря на все трудности, только семья является хранителем нравственности, физического и психического здоровья людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей выбора стиля жизни, гармонии в отношениях супругов, родителей и детей, равенства ее членов, тем стабильнее будет общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, часто осуществляют нравственное воспитание интуитивно. Все это, как правило, не приносит желаемых результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему нравственного развития личности школьника.
Нравственное воспитание неотделимо от личности отца и матери, оно содержит в себе умение родителей вести детей за собой. Родители воздействуют на детей, формирование их характера и поведения на основе своего примера и авторитета, за которыми стоит, прежде всего, их собственный образ жизни. На их авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы и не завоевывается страхом или увещеваниями, он основывается на любви и привязанности к своему ребенку.
В нравственном воспитании младших школьников выделяют две основные группы задач: формирование его механизмов — представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и соблюдения норм, практики поведения. Формирование любого компонента предполагает его влияние на другие.
Вторая группа задач нравственного развития отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными в данный момент времени качествами. Эта группа носит подвижный характер. На ее содержание влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни.
Таким образом вырисовывается механизм формирования нравственных качеств. По Т. А. Куликовой он выглядит следующим образом:
Знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственные качества.
Как известно, знания и чувства порождают у детей потребность в их практическом применении. Из этого складывается поведение и поступки.
Саморегуляция поведения может быть, как преднамеренной, то есть произвольной, так и непроизвольной. В первом случае ребенок сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. Во втором — поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него более сильны, чем все остальные побуждения.
Формирование нравственных качеств осуществляется с помощью определенных средств: художественных; воздействия природы; игры и игровой, трудовой и учебной деятельности; атмосферы, царящей в окружающей среде.
Первая группа средств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство и т. п. способствует эмоциональной окраске познаваемых морально-нравственных явлений.
Воздействие природы на чувства, желание человека заботиться о более слабых, тех, кто нуждается в поддержке, пропитанных доброжелательностью и гуманностью или жестокостью и безнравственностью, любовью или ненавистью, очевидно.
Третья группа средств сказывается на воспитании нравственного поведения, проявления себя в разных поступках.
Четвертая группа — окружающая ребенка среда активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияет на формирование тех или других нравственных качеств.
На основании сказанного можно утверждать, что нравственное воспитание ребенка является процессом целостным, многосторонним, исключительно сложным, теснейшим образом, связанным с совершенствованием педагогического мастерства родителей. Поэтому необходимо оказывать методическую помощь родителям в решении данной проблемы.
Для целенаправленного процесса нравственного воспитания детей родители должны, во-первых, иметь ясное представление о нравственной воспитанности. Во-вторых, уметь общаться со своим ребенком по вопросам проявления нравственных качеств и достойного поведения. В-третьих, практически овладеть инструментами воздействия на своего ребенка.
В ходе нашего исследования работа с родителями строилась на принципах сотрудничества:
‒ активное включение родителей в педагогическую деятельность;
‒ осознание цели деятельности каждым участником процесса;
‒ четкое распределение и кооперация труда между его участниками;
‒ личный контакт между участниками процесса с обменом информации, взаимной помощью и самоконтролем.
Заметим, в педагогике на протяжении многих лет ее существования сложились формы сотрудничества с родителями обучающихся детей. К ним относятся: родительские собрания; день Открытых дверей; индивидуальные беседы.
В нашей работе выявлен ряд нетрадиционных форм работы с родителями, конкретно в процессе нравственного воспитания младших школьников:
«Фамильная шкатулка»
«Видеосалон» об опыте работы с одаренными детьми.
«Школа работы с детьми с ОВЗ»
Журнал для родителей «Мы и наши дети»
«Уголок художественной культуры»
«Инновационный проект «Папа, мама, я — дружная семья»
«Групповой тренинг», в котором участвуют оба родителя, поскольку решаются проблемные вопросы.
«Родительский ринг» — одна из дискуссионных форм работы.
Целенаправленная работа родителей по развитию нравственной воспитанности своих детей привела к значительному увеличению их количества. Младшие школьники научились проявлять лучшие нравственные качества: доброжелательность, эмпатию, чуткость, внимательное отношение к окружающим людям, заботу о животных и растениях, поведение детей стало позитивным.
Итак, Общество нуждается в широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только глубокими знаниями, но и нравственными чертами личности.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных качествах личности, в отношениях, в деятельности в общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданиям, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания, способностью судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм наблюдается у личности и тем выше оценка ее нравственности со стороны окружающих.
Кропотливая работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: они постепенно становятся не только первыми помощниками учителя, но еще и активными участниками процесса воспитания. Это не гости, а равноправные члены классного коллектива, с большим желанием идущие в школу, живущие жизнью своих детей.
Главную роль в осуществлении важной задачи — нравственного воспитания младших школьников призвано сыграть взаимодействие и сотрудничество школы, семьи и общественности. Поэтому в деле формирования личности учащихся, в их нравственном воспитании необходимо согласованное педагогическое взаимодействие этих трех институтов.
Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, раскрытия ее нравственного потенциала.
Литература:
- Колокольцева М. А. Психологический механизм воспитания нравственных чувств младших школьников // Вестник Пятигорского лингвистического университета: науч. журн. 2010. № 4.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание, 2000.
- Сатарова Л. А. Нетрадиционный взгляд на традиционный инновационный процесс в образовании. Издательский дом «Астраханский университет». 2014г