Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития личности ребенка на ступени начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.06.2020

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Шайдуллина, Н. В. Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития личности ребенка на ступени начального общего образования / Н. В. Шайдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72038/ (дата обращения: 17.12.2024).



Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, этического и физического воспитания.

В. А. Сухомлинский

В современном российском обществе в ранге острых проблем стоят такие проблемы, как рост преступности, алкоголизм, наркомания, так же у детей отмечаются разные проявления эмоциональной ограниченности, неспособность к эмпатии, замкнутость на собственных интересах, присутствие жестокости, агрессивности. На мой взгляд, именно проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения находится на пике актуальности.

В то же время сегодня Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нацеливает общеобразовательные организации на задачи: подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно думать, делать выводы, оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данных проблем тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Развитию нравственных качеств способствует духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Однако, стоит заметить, что духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения.

На мой взгляд, наилучшие результаты по развитию нравственных качеств личности школьников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно, выступают в роли партнеров.

Считаю, что осознанное включение родителей в совместный с учителем воспитательный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы по формированию духовности. На мой взгляд, создание единого пространства личностного развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Социальное партнерство обречено, если обе стороны будут находиться в неведении относительно своих планов и намерений.

Одним из методов нравственного воспитания детей, на мой взгляд, становится личный пример родителей. Еще А. С. Макаренко говорил о нравственной ценности высокого авторитета родителей, его педагогической значимости. Опираясь на методику А. С. Макаренко, необходимыми условиями повышения родительского авторитета является самовоспитание, анализ своего поведения, постоянное совершенствование нравственных качеств, высокие требования, предъявляемые к себе отцом и матерью. Положительными факторами в воспитании личности ребенка в социуме принято считать атмосферу взаимопонимания и поддержки в семье.

Основными направлениями совместной деятельности педагога и родителей я выделяю:

– формирование мотивированного отношения родителей к воспитательным (внеурочным) занятиям школьников;

– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и школы, как способа повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса;

– установление партнерских отношений с семьей каждого ученика;

– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы эмоциональной взаимоподдержки друг друга;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах воспитания и развития ребенка;

– оказание помощи родителям в выполнении воспитательных функций, поддержка уверенности в собственных педагогических возможностях;

– обучение родителей конкретным приемам воспитательной работы.

Сотрудничество семьи и педагога становится все более востребованным. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Вашему вниманию предлагается несколько форм взаимодействия с семьей. Именно активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и роста самодостаточной личности, формируют потребность общения со школой. В основе лежит идея целенаправленной деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной проблемой.

Формы взаимодействия с семьей, рекомендуемые для использования в начальной школе:

  1. Урок — соревнование детей и родителей предполагает: родители занимают активную позицию. Ситуация успеха стимулирует познавательную деятельность детей.
  2. Уроки совместного изучения информационных технологий направлены на знакомство родителей с возможностями современных образовательных технологий, помогает осознать необходимость развития компьютерной грамотности в семье и школе.
  3. Открытый урок проводится в удобное для родителей время (чаще в субботу) Педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, показывая свое мастерство и раскрывая способности детей.
  4. День открытых дверей: взаимодействие родителей и школы. Желательно провести праздник в классе, продемонстрировать свои достижения и достижения учащихся. Эта форма позволит родителям увидеть, как учитель строит процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи достигнуты.
  5. Театрализованные представления. В процессе подготовки формируются группы персонажей, состоящих из родителей вместе со своими детьми. Каждая группа самостоятельно готовит художественный номер. (активные родители привлекаются для исполнения сложных ролей).
  6. Конференции — это форма, которая предусматривает расширение, углубление, закрепление знаний о воспитании детей.
  7. Практикум позволяет выработать у родителей педагогические умения, тренировать педагогическое мышление родителей.
  8. Педагогическая дискуссия направлена на вовлечение всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.
  9. Посещение семьи. В период посещения происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
  10. Переписка с родителями — это письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. В современных условиях переписка может осуществляться посредством Интернета (личный сайт, блог)
  11. Родительское собрание предусматривает анализ деятельности в области воспитания. Виды собраний: организационные, просветительские, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Тематика родительских собраний определяется педагогом и допускается обсуждение на родительском комитете.
  12. Родительский комитет совместно с учителем планирует, готовит и проводит всю общую работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует сотрудничество школы и семьи, подводит итоги.
  13. Организация досуга: проведение совместных праздников, походов, экскурсий, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВН, клуб выходного дня, кружки, организованные родителями и т. д. Целенаправленная совместная коллективная работа родителей класса имеет огромный воспитательный эффект.
  14. Индивидуальные тематические консультации с родителями полезны как для родителей, так и для учителя. Родители, как законные представители, получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — сведения, необходимые ему для более глубокого понимания проблем каждого школьника.
  15. Родительские тренинги дают возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально детские впечатления.
  16. Родительские вечера — это форма, сплочения родительского коллектива. Проводится в присутствии детей, либо без них.
  17. Родительские чтения дают возможность родителям слушать публичные выступления, повышать самообразование, участвовать в обсуждении.

Таким образом, я уверена, что основой сотрудничества школы и семьи является создание благоприятных условий для полноценного социального взаимодействия в воспитании и обучении детей, направленных на решение духовно-нравственных задач.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
  2. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
  3. Макаренко А. С. Книга для родителей. Советское книжное издательство, 1953/http://modernlib.ru/books/makarenko_anton_semenovich/kniga_dlya_roditeley/read/
  4. Акутина С. П. Воспитание = семья и школа. / Классный руководитель № 7, 2006, С 26–43.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, мой взгляд, воспитание детей, семья, школа, духовно-нравственное развитие, оказание помощи, педагог, родительский комитет, форма взаимодействия.


Похожие статьи

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация взаимодействия педагога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Организация взаимодействия детей и родителей через продуктивные виды деятельности

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Похожие статьи

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация взаимодействия педагога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Организация взаимодействия детей и родителей через продуктивные виды деятельности

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Задать вопрос