Особенности гуманно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Морозова, А. О. Особенности гуманно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. О. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115601/ (дата обращения: 17.07.2024).



Автор статьи делает вывод о том, что формирование гуманно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разной деятельности, усвоения культуры. Важнейшие источники формирования гуманности детей — богатство содержания учебных и игровых занятий, разнообразие видов деятельности в саду, семейный уклад жизни.

Проведение воспитательных мероприятий не гарантирует гуманно-нравственного развития ребенка. Даже при одинаковых воздействиях развитие личности может протекать по-разному. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.

Ключевые слова: старшие дошкольники, гуманность, добро и нравственность, отзывчивость развитие, воспитание, знания, обучение, семейное воспитание, педагог, природа, окружение.

Вопрос воспитания и развития гуманно-нравственных качеств особо актуален в нашем обществе на современном этапе развития. Молодое поколение, теряет свои духовно-нравственные ориентиры, не проявляет должного уважения к истории и культуре родного края, не выдвигает во главу угла морально-этические нормы и принципы общения.

Все это ведет к порождению ряда проблем, гуманность рассматривается как отношение человека к какому-либо событию, явлению, оно проявляется в личностных суждениях, переживаниях человека. Особое внимание воспитанию гуманно-нравственных качеств отводится в развитии детей дошкольного возраста [4, с. 65].

Выше мы уже отметили, что в этом возрасте дошкольники эмоционально отзывчивы, впечатлительны и все что доносится им педагогами образовательного учреждения надолго сохраняется в их памяти, мышлении, чувственном опыте.

В дошкольном возрасте закладываются первые гуманно-нравственные чувства:

– гуманность;

– доброта;

– милосердие;

– забота;

– внимательность и др. [2, с. 4].

На основе этих чувств в дальнейшем развиваются более сложные качества личности: чувство дружбы, сотрудничества, коллективизма. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.

На формирование гуманных представлений старшего школьника в целом влияют его мировоззренческие установки, семейное воспитание, условия жизнедеятельности. Если грамотно и правильно сформировать гуманные качества старших дошкольников в дальнейшем это отразится на становлении таких качеств личности как трудолюбие, патриотизм, отношение к природе, другим людям, событиям в обществе.

Для развития гуманно-нравственных чувств необходимо обогащать жизнь старшего дошкольника новыми яркими впечатлениями, эмоциями, чувствами о своей семье, окружающих людях, природе, своем городе, родной стране. Гуманное поведение старших дошкольников распространяется на тех людей, которые их окружают.

Моральные чувства в старшем дошкольном возрасте становятся более глубокими, насыщенными и богатыми по содержанию. Детям пока трудно управлять своим поведением, чувствами, поэтому они требуют к себе постоянного внимания педагога.

Конечно, гуманные и нравственные чувства не перестают формироваться и развиваться на протяжении всей жизни человека. Однако основа для их развития закладывается именно в раннем возрасте.

Для развития гуманных чувств важно привлекать ребенка к участию в общественно полезной деятельности. Если не уделять в этом возрасте должного внимания гуманно-нравственному развитию детей в будущем это чревато отклонениями в поведении [1, с. 140].

При развитии гуманных и нравственных чувств важно уделить внимание комплексному формированию волевых чувств, мышления, поведения. Это говорит о необходимости применения комплексного подхода к воспитательно-образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Для закрепления гуманного и нравственного поступка необходимо:

– осознание значимости данного действия лично ребенком;

– применение указанного действия в своем поведении.

С. П. Вагизова разработала критерии оценки гуманной воспитанности старших дошкольников.

– понимание ребенком чувств сочувствия и сопереживания;

– направленность чувств гуманного содержания по отношению к своему окружению;

– способы выражения нравственных чувств дошкольником.

Рассматривают следующие способы выражения чувств:

– практические способы;

– познавательные и информационные способы;

– невербальные и вербальные способы и др.

О гуманности дошкольника можно судить по его отношению к окружающей действительности. Согласно С. А. Васильеву, оценка ребенком своего окружения выражается в трех позициях: положительное, отрицательное отношение и ситуативное отношение.

Развитие мышления помогает старшему дошкольнику более осознанно подходить к запоминанию гуманных и нравственных форм, так как присутствует элемент осознанности и личной значимости.

В семь лет ребенок уже способен понимать к чему могут привести его действия, поступки, отношения с окружающими, все это говорит о развитии основы для становления многих гуманно-нравственных процессов. Говоря в целом представления о гуманности детей старшего дошкольного возраста пока еще не выходят далеко за рамки детского сада и семьи. Например, ребенок понимает и принимает, следующие для себя установки:

– нельзя обзывать и ругаться со сверстниками;

– нельзя переговариваться с воспитателем;

– родителей нужно слушаться и др.

Гуманные качества дошкольника и уровень их развития отражаются в наличии полезных привычек, культуре общения с окружающими, взаимоотношениях с другими [5, с. 155].

Остановимся более подробно на формах и методах гуманно-нравственного воспитания старших дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс по развитию гуманно-нравственных качеств может охватывать весь коллектив или отдельные группы детей, одного ребенка.

Воспитатель, работая с детьми в данном направлении применяет:

– практические формы работы (прогулки, экскурсии, походы, конкурсы, олимпиады и др.);

– словесные формы (собрания, лекции, диспуты и др.);

– наглядные формы (дошкольные музеи, выставки, тематические стенды и др.).

Традиционные методы гуманно-нравственного воспитания ориентированы на привитие дошкольникам правил общественной жизни. Здесь активно реализуются такие методы как упражнения, стимулирования, руководство, постановка проблемных ситуаций и др.

Результативно используются современными педагогами методы внушения, самовоспитания, убеждения, коррекции, рефлексии и др. Многие исследователи рекомендуют применять в работе с дошкольниками такие методы как рассказ, разъяснение, беседа.

Таким образом, формирование гуманно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разной деятельности, усвоения культуры. Важнейшие источники формирования гуманности детей — богатство содержания учебных и игровых занятий, разнообразие видов деятельности в саду, семейный уклад жизни.

Проведение воспитательных мероприятий не гарантирует гуманно-нравственного развития ребенка. Даже при одинаковых воздействиях развитие личности может протекать по-разному. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — М.: Амрита, 2015. –178 с.
  2. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — № 2. — С. 6–2.
  3. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика / Г. В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 с.
  4. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика / К. Гилленбранд. — М.: Academia, 2018. –224 с.
  5. Жуков, Л. А. Социальные коммуникации / Л. А. Жуков. — М.: Юрайт, 2023. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, старший дошкольный возраст, действие человека, качество, ребенок, ход мыслей, чувство, гуманно-нравственное развитие ребенка, дошкольный возраст, семейное воспитание.


Ключевые слова

обучение, воспитание, педагог, знания, Семейное воспитание, природа, старшие дошкольники, гуманность, окружение, добро и нравственность, отзывчивость развитие

Похожие статьи

Задать вопрос