Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в эти годы формируются моральные качества личности. Это объясняется высокой детской восприимчивостью, особой податливостью влияния взрослых, в результате которого он перенимает их опыт действий, суждений, оценок.
Нравственное развитие ребенка дошкольника — сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы на «словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников.
В то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа — нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.
«И пусть это только зачатки, ростки подлинной радости. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений», — писал Е. В. Субботский.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
– четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
– гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
– создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания, а мотивы бескорыстного отношения друг другу, ценность совместной деятельности.
В процессе формирования нравственного поведения детей мы основываемся в своей работе на те ценности и положительные качества личности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Для этого используем интерактивные формы и методы работы с детьми для организации детской деятельности:
– Это личный пример взрослых: воспитателя и помощника;
– Традиции группы: «Утро добрых встреч», «День сказок»;
– Этические беседы на темы: «Беседа о вежливых словах», «Беседа о чуткости», «Беседа о заботливости», «Беседа о добром поступке», «Беседа о дружбе» и др.
– Чтение художественных произведений на нравственную тематику: Г, Сапгир «Самые слова», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Печенье», рассказы К. Ушинского и др.
– Реализация проекта «Учимся играть и общаться», так как в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Дети через дидактические и малоподвижные игры учатся взаимодействию друг с другом, умению адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей;
– Сюжетно-ролевые игры. Ведь игра — это своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает детей, воздействует на их чувства. Вживаясь в роль, дети соответственно ведут себя: проявляют доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. И именно в сюжетно-ролевой игре формируется умение устанавливать межличностные отношения, соблюдая этикетные нормы, что обусловлено правилами той или иной игры. Например, в игре «Магазин» прививаются правила культуры поведения в общественных местах: вежливого обращения к продавцу, благодарность за покупку и т. д.
– Проигрывание проблемных ситуаций;
– Празднование дней рождений детей с веселым концертом и подарками, приготовленными своими руками;
– Соблюдение «Правил Кота Леопольда» (совершенствуем такие качества как: доброта, вежливость, справедливость)
Все эти правила не заучиваются специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие эти правила, поощряются те, у кого появляются достижения. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности является игра, в жизни старшего дошкольника большое место занимает образовательная деятельность, для того чтобы она была продуктивной, создаю условия для поддержания у детей положительно-эмоционального состояния. Тогда ребенок охотнее выполняет указание, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, не боясь допустить ошибку. Это способствует развитию у него нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, добросовестности.
Нравственные качества формируются в деятельности, ведь ребенок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках ДОО. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием ребенка в семье, координацию усилий педагога и родителей. Главной целью данной работы, является повышение компонента педагогической культуры родителей в приобретении знаний о нравственных качествах детей, навыков культуры поведения. Эту работу осуществляем через следующие мероприятия:
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– «Круглый стол» по любой теме;
– родительский клуб
– тематические выставки;
– устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
– семейные спортивные встречи;
– почта доверия, телефон доверия;
– семейные проекты;
– интеллектуальные ринги детей и родителей;
– интервью с родителями и детьми на определенные темы;
– родительская гостиная;
– конкурс семейных талантов;
– портфолио семейного успеха;
– тренинги;
– аукцион секретов воспитания и др.
Таким образом, использование разнообразных интерактивных форм в своей работе, позволяет нам значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, повысить педагогическую культуру родителей, а также расширить представления детей о нравственно-этических нормах поведения.
Таким образом, с каждым годом проблема нравственного воспитания детей становится все актуальней, поэтому эту работу мы будем продолжать, ведя поиск эффективных новых форм, методов и приемов работы.
Литература:
- Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2002.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / Р. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1980.
- Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика — Синтез, 2000.
- Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников/Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1990.