Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, М. Н. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста / М. Н. Карпенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11942/ (дата обращения: 16.12.2024).



Семья и дошкольное учреждениедва наиболее важных института социализации дошкольников. Для формирования всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие этих двух компонентов воспитания уже с раннего дошкольного возраста.

Именно в этот период малыши более чувствительны к мнению своих родителей. К сожалению, в современном обществе большинство законных представителей не имеют представления о физическом воспитании детей данного периода, не имеют необходимых знаний, а, значит, нет возможности знания перенести на практику. Следовательно, труды дошкольного учреждения в отношении физической культуры ребёнка раннего возраста становятся безрезультатными.

Семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа,члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [5, 75].

В работах педагогов Е. П. Арнаутовой, В. М. Ивановой, В. П. Дубровой и др. говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции — формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах — официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником.

«В дошкольном детстве особенно велика взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно -психического развития», утверждает известный исследователь Т. Н. Доронова. [3, 11].

В раннем дошкольном возрасте ребенок имеет ряд возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Адаптация к дошкольному учреждению проходит болезненно. «Адаптация — процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям». [4,15]. Различают несколько видов адаптации:

Физиологическая адаптация — это изменение характера функционирования различных систем организма, например тренировка системы терморегуляции под влиянием закаливания или изменение диаметра зрачка глаза при различной освещенности.

Психологическая адаптация осуществляется на уровне психических процессов, таких, как мышление, память, эмоции, речь и т. д. Например, наши эмоции быстро и точно передают окружающим информацию о нашем состоянии и наших намерениях. Это облегчает приспособление к окружающей среде.

Социальная адаптация подразумевает участие в адаптационном процессе нескольких организмов, когда приспособление возникает в результате их совместной деятельности.

В целом процесс адаптации представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую одновременно несколько механизмов.

Таким образом, у дошкольного образовательного учреждения появляется потребность организовать образ жизни детей в нём с наименьшей травмой для них.

Привыкнуть маленькому воспитаннику к детскому саду непросто. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса.

Предлагаем рассмотреть опыт работы. В МДОУ ЦРР — д/с 51 Г.о. Подольск Московской области организована системная практико-консультационная работа, целью которой является партнёрство родителей и ДОУ в вопросах физического воспитания и улучшения процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста. Система практических консультаций рассчитана на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Основные направления консультаций:

– Совместная практическая деятельность детей, педагогов и родителей;

– Обучение родителей психоэмоциональному контакту со своим ребенком;

– Консультирование родителей по физическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста;

– Изучение комплексов физических упражнений, соответствующих возрасту ребенка.

Большинство родителей охотно принимают участие в данной работе. В основном на занятиях присутствуют 8–10 человек, что наиболее оптимально для подобного рода деятельности. Всё происходит в игровой форме совместно с детьми, воспитателями, родителями. Периодичность таких занятий составляет раз в две недели. Всего планируемых занятий — 8.

По окончании практической консультации — занятия у родителей всегда возникают вопросы. Педагоги ДОУ систематизируют информацию, составляя памятки на различные интересные и важные для родителей темы.

Темы занятий:

  1. «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить родителей с участниками адаптационной группы, с условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, основными видами движений (подвижные игры в соответствии с возрастом)

  1. «В гостях усказки»

Цель: вспомнить героев любимых сказок, формирование положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов, изучение основных видов движения (имитация движений сказочных героев)

  1. «Дружим слесными жителями»

Цель: Учить детей понимать суть игровой ситуации, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать элементы произвольного поведения, (простейшие упражнения на развитие координации движений).

  1. «Осенний день»

Цель: учить детей выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий при ведущей роли взрослого, развивать навыки общения и взаимодействия, развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве, координации и ритмичности движений.

  1. «Запасливый ёжик»

Цель: Учить детей передвижению в различных темпах, ловкости, подбирать пары предметов по форме, цвету. Развивать зрительное восприятие моторику.

  1. «Играем смячом»

Цель: Учить детей прокатывать мяч друг другу, бросать мяч вперед и вниз, ползанью под препятствиями

  1. «Веселые великаны»

Цель: Учить детей ходить парами с высоким подниманием колена и бегу в различных техниках.

  1. «Зимний хоровод»

Цель: Учить детей ходьбе в колонне по кругу, отрабатывать технику бросания мяча, бегу со сменой направления движения.

Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки».

Занятия должны вовлекать детей в позитивный ритм, переключать их с плача на игровую деятельность (хлопанье в ладоши, топанье ногами, ходьба) задавать положительный эмоциональный настрой. При этом стеснительные и замкнутые дети постепенно начинают преодолевать внутренний барьер и участвуют в игре.

Структура практических консультаций — занятий традиционная: каждое включает в себя три части: вводная, основная, заключительная.

Как правило, занятия начинаются с игрового момента и упражнений, требующих согласованности действий: малыши шагают, бегают, хлопают в ладоши, выполняют различные задания в соответствии с возрастными характеристиками, ритмом и словами предусмотренного за ранее вида сопровождения (музыкальное, речевое и т.д).

Организованные таким образом практические занятия-консультации создают положительный эмоциональный фон, повышают двигательную и речевую активность воспитанников, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят упражнения и игры, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, выражать свои эмоции, взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.

Совместные с родителями практические занятия — консультации помогают провести адаптационный период с наименьшими эмоциональными и физическими переживаниями для детей, выполняя комплексную функцию:

– снимают эмоциональное и мышечное напряжения;

– снижают импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;

– развивают навыки взаимодействия детей друг с другом;

– развивают внимание, восприятие, речь, физическую активность, воображение, координацию движений;

– развивают игровые и поведенческие навыки.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. — М., 1986, 176 с.
  2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. — 66с.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. — 120 с.
  4. Современный психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеряковой, В. П. Зинченко. — СПб, 2008, 490 с.
  5. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979,367 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей.

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья