Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс, который нужно смягчать. Но далеко не все родители знают, как его смягчить, как помочь ребенку пережить этот тяжелый период адаптации. Здесь на помощь приходят педагоги, которые оказывают поддержку, как малышам, так и соответственно их родителям.
Семья и детский сад помогают приобрести ребенку некоторый социальный опыт, но без взаимодействия, сотрудничества друг с другом, создать оптимальные, благоприятные условия для вхождения маленького человека в большой мир не получится. Чтобы достигнуть высокую результативность воспитательно-педагогического процесса в детском саду необходима системная работа с родителями детей.
Нужно вовлекать мам и пап в деятельность детского сада. Если они будут заинтересованы в участии в воспитательного процессе, то и адаптация ребенка пройдет успешно и легко, и в дальнейшем ребенок будет активно развиваться. Чтобы сложилось эффективное взаимодействие с родителями, необходимо подобрать личностно-ориентированный подход как к ребенку, так и к его маме и папе, в работе с ними должен прослеживаться индивидуальный подход, учитывая конкретные запросы семьи и проблемы развития и обучения ребенка.
Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, семья.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать роль семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
В исследовании приняли участие 18 детей раннего дошкольного возраста.
Для выявления уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ была проведена методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» Остроуховой А. Результаты по методике были получены на основе наблюдений за детьми раннего возраста в течение нескольких дней, а также после беседы о каждом из детей с воспитателями данной группы. Уровень адаптированности детей к ДОУ высчитывался по пяти психологическим критериям:
1) общий эмоциональный фон поведения;
2) познавательная и игровая деятельности;
3) взаимоотношения со взрослыми;
4) взаимоотношения с детьми;
5) реакция на изменение привычной ситуации.
В итоге получилось, что детей с низким уровнем адаптированности к детскому саду 11 %, со средним уровнем — 67 %, с высоким — 22 % детей от общего количества.
Уровень адаптированности детей раннего возраста кусловиям ДОУ
Уровень |
Количество детей |
В% |
низкий |
2 |
11 |
средний |
12 |
67 |
высокий |
4 |
22 |
Низкий уровень адаптированности детей к условиям детского сада говорит о том, что у малыша преобладают агрессивные реакции, которые могут выступать в виде двигательного протеста или агрессивных действий Ребенок часто громко плачет, кричит или наоборот тихо плачет, хнычет, отказывается играть, пассивен и подавлен, безынициативен.
Средний уровень адаптированности детей к условиям детского сада говорит о том, что эмоциональное состояние ребенка может быть нестабильным. То есть появление какого-то нового раздражителя приводит к отрицательным эмоциям. Но если взрослый будет эмоционально поддерживать малыша, то ребенок начнет проявлять познавательную активность, двигательную активность, а новые ситуации не будут вызывать у него сильных отрицательных эмоций.
Высокий уровень адаптированности детей к условиям детского сада говорит о том, что в основном ребенок радостный или относительно спокоен, идет на контакт со взрослыми и детьми, активно играет с игрушками, легко привыкает к новым условиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по результатам методики «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» у детей раннего возраста преобладает средний уровень адаптированности.
После выявления уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ, нами был проведён формирующий эксперимент, который включал в себя подбор и проведение мероприятий для родителей по проблеме адаптации детей к детскому саду. Консультация «В помощь родителям в период адаптации ребенка к детскому саду», консультация «Значение режима для воспитания», тест «Я и мой ребенок», мастер-класс «Роль игры в адаптационный период». Во время совместного моделирования родителям нужно было придумать игры для снятия эмоционального напряжения детей. После ранее проведенных мероприятий (консультации, родительское собрание, бесед) у родителей уже была определенная база знаний, проявив смекалку, они с легкостью придумали игры и некоторые проиграли с нами.
Работа с родителями была достаточно разноплановой, она включала в себя как теорию, так и практику, что позволяло в достаточной мере закрепить знания по проблеме адаптации детей к условиям детского сада.
После комплекса проведенных мероприятий, родители делились мнениями и впечатлениями о проведенной работе. Они говорили, что данный комплекс помог им и самое главное детям пережить адаптационный период более благоприятно. Отметили, что теоретический блок знаний им был необходим, но и без практики никак.
К концу формирующего эксперимента у большинства детей адаптация стала проходить гораздо легче. Малыши стали идти на контакт как со взрослыми, так и с детьми, некоторые даже стали выступать инициаторами в различных играх, отсутствует тревожность при изменении привычной ситуации практически у всех, общий эмоциональный фон поведения в целом по группе положительный.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если планомерно проводить работу с родителями, как теоретическую, так и практическую, по вопросам адаптации детей к условиям детского сада, то адаптация детей раннего возраста будет проходить гораздо легче. Таким образом, цель нашего исследования подтвердилась.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Искусство семейного воспитания / Ш. А. Амонашвили. — М.: Свет, 2017.
- Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ ребенка раннего возраста: методическое пособие / Ю. А. Афонькина. — М.: Аркти, 2012. — 80с.
- Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие [Текст] / Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2016. — 236с.
- Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок — педагог — родитель» / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 196с.
- Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду / Е. В. Жердева. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 99с.