Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Одна из наиболее важных социальных проблем, с которой в настоящее время сталкивается большинство стран, — физическое, психическое и духовно-нравственное совершенствование детей и молодежи.
Важнейшее значение для решения этих проблем имеет создание эффективной системы воспитания.
Воспитание подрастающего поколения начинает рассматриваться как одна из главных стратегических задач развития современного общества, составляющих основу безопасности страны (Зимняя, Боденко, Морозова, 1998).
Общепризнано, что важную роль в активном, целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, других социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.
В основу понимания целей, задач, форм и методов современного физического воспитания кладут концепцию физической культуры.
Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне ее. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами культур, а физическое воспитание во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т. д., то можно говорить о «духовной физической культуре», как явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя ее в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности.
Физические упражнения — это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка.
Дошкольное детство — период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, вырабатываются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создаётся фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения из элементов которой впоследствии определяется вся двигательная деятельность человека. Одним из основополагающим факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остаётся физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни без тесного взаимодействия с семьями воспитанников не возможно. Ведь учить ребёнка быть здоровым необходимо начинать в семье, с личного примера родителей, а в настоящее время родители все больше времени уделяю решению материальных проблем, забывая о здоровье.
Дошкольное учреждение становится единственным общественным институтом, который может помочь родителям облегчить решение задачи в воспитании ребёнка здоровым и направить их в нужное русло, ведь здоровые дети — это основа жизни нации.
Главной задачей ДОУ является создание условий для тесного взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Мы применяем комплекс разнообразных форм и методов сотрудничества родителей и педагогов нашего ДОУ для приобщения родителей и детей к здоровому образу жизни.
Одной из форм являются родительские собрания. Темы подбираются исходя из запросов родителей. Так создаётся онлайн-анкетирование, где родители анонимно отвечают на ряд вопросов, по результатам анкетирование интересующие их вопросы обсуждают на родительских собраниях, остальные освещаются на сайте дошкольной организации, куда родители попадают в удобное время при помощи QR-кода (они располагаются в приёмной в специальной книге под названием «Ответы на все вопросы»). При этом если родители не могут попасть на родительское собрание создаётся телемост. Таким образом «современные» родители с удовольствием участвуют во всех родительских собраниях.
Конечно, никуда не ушли беседы, консультации и буклеты. С помощью этих форм родители узнают о положительных и отрицательных моментах в оздоровлении ребёнка, а педагоги могут уточнить пожелания родителей в освещении тех или иных вопросов, касающихся воспитания здорового малыша.
Приобщить родителей и детей к здоровому образу жизни помогают совместные физкультурные праздники и досуги. Они способствуют совершенствованию двигательных навыков у воспитанников, взаимопониманию и доверию, формируют семейные традиции и позитивные воспоминания, дают возможность родителям лучше узнать своих детей. Родители являются активным участниками, помогают в подготовке праздников, изготавливают атрибуты, совместно готовим танцевальные и спортивные номера и т. д.
Одной из активных форм взаимодействия с семьями воспитанников является туристический поход. Сначала проводится предварительная работа с детьми, они отправляются в поход по детскому саду. После освоения и закрепления знаний об активном отдыхе организовываем поход выходного дня с родителями. Здесь и общение с природой, и физическая нагрузка и психологическая разгрузка и сближение не только членов семьи, но и родителей с педагогами.
Помимо туристических походов организовываются походы в детей вместе с родителями на стадион, в спортивные школы, в дворцы спорта. Главная задача таких походов привлечь внимание родителей и детей к здоровому образу жизни и найти занятие по душе.
В век технологий, конечно, не обходится мультфильмов. Именно поэтому педагоги собрали подборку с физкультминутками, минутками релаксации, дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз, массажем активных точек (массаж живота, грудной клетки, шеи, ушных раковин), гимнастикой пробуждения для детей, пальчиковой гимнастикой, гимнастика для рук и т. д. при просмотре которых родители вместе с детьми выполняют ряд здоровье сберегающих технологий.
Для формирования у родителей мотивации к здоровому образу жизни мы предлагаем совместно с детьми создавать книги, фиксирующие достижения всех членов семьи. Ребята с удовольствием рассказывают сверстникам о достижениях и увлечениях своей семьи. Решая задачу по формированию представлений детей о здоровом образе жизни, центры двигательной активности в группах были дополнены образовательным пространством при взаимодействии с родителями, таким образом родителями были изготовлены: настольно-печатные игры, иллюстративный материал, семейные фотографии, демонстрирующие здоровый семейный досуг, занятие спортом и т. д., агитирующие плакаты, лэпбуки, перфокарты. Это способствует укреплению семейных ценностей и осознанию важности активной и здоровой жизни.
Литература:
- Л. Д. Глазырина «Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004 г.
- «Здоровье детей — здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции.Санкт-Петербург, 2008 г.
- Столяров В. И. Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция) / В. И. Столяров — «Автор», 2015 г.

