Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Раскатова Кристина Васильевна, Фомичева Ольга Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 28.10.2022
Статья просмотрена: 161 раз
Библиографическое описание:
Раскатова, К. В. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста / К. В. Раскатова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7718/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровый образ жизни детей — одна из самых важных проблем в сфере дошкольного образования. С юного возраста детей нужно приучать к здоровому образу жизни. Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, а также воспитание двигательной и гигиенической культуры дошкольников становится основой для гармоничного развития дошкольника и успешной реализации образовательных программ.
Грамотная, систематически распланированная совместная работа в детском саду и семье гарантирует понимание и представление о ЗОЖ у старших дошкольников. В детском саду мы активно применяем различные методы сохранения и укрепления здоровья, например, утренняя гимнастика способствует развитию двигательной активности, укреплению костной, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем. А регулярные тренировки закаляют силу воли и воспитывают привычку.
Неотъемлемой частью любой деятельности являются физкультминутки, включающие в себя пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз. Такие отвлеченные моменты позволяют детям сбросить умственное и физическое напряжение, выровнять эмоциональный фон. В свободное время мы проводим различные подвижные и спортивные игры.
Важным пунктом в правильном образе жизни является режим сна. В детском саду уделяется большое внимание тихому часу, создаются условия, чтобы дети могли вовремя засыпать. После сна, чтобы сбросить сонливость и набраться энергии мы проводим зарядку и закаливание.
Одним из составляющих ЗОЖ являются культурно-гигиенические навыки, изучение которых проходит в игровой форме, в виде дидактических и сюжетно-ролевых игр
Работа над здоровым образом жизни распространяется и на семью. Именно в кругу семьи ребенок проводит большую часть времени вне детского сада, и то, какое отношение к ЗОЖ имеют близкие родственники, во многом отразиться на ребенке. Из наблюдений мы выяснили, что положительный пример родителей оказывает огромное влияние на интерес и стремление детей к спорту. Этому способствуют совместные походу, катания на лыжах и велосипедах, подвижные игры и соревнования. Одной из главных задач семьи — это воспитание бережного отношения к здоровью у своего ребенка. Оно выражается в желании и потребности быть здоровым и начинать вести здоровый образ жизни [3].
Для выявления у детей представлений о ЗОЖ мы провели беседы с каждым индивидуально и их семьей. В результате, выяснили, что многие имеют хороший уровень понимания, что такое здоровый образ жизни и как нужно укреплять свое здоровье.
Для того, чтобы привлечь родителей воспитанников к ЗОЖ специально были разработаны различные рекомендации по формированию здорового образа жизни. В них содержатся различные методы с учетом возраста детей, которые родители смогут применять в повседневной жизни. Так же было предложено чаще проводить беседы на тему ЗОЖ, читать рассказы и просматривать ролики, демонстрирующие грамотный подход к собственному здоровью. В очередной раз напомнили, что для достижения лучших результатов родители должны подавать личный пример.
Для родителей проводим родительские собрания и консультации, направленные на расширение знаний о здоровом образе жизни, а так же совместные игры и соревнования, которые не только улучшают физические навыки, но и сближают родителей и детей.
Частью нашей работы над просвещением родителей и детей является проведение практических семинаров, различных тематических выставок, накопление информационной базы в группе: папки-передвижки, бюллетени, листовки, уголки здоровья. Для комфортного сотрудничества ведем беседы с родителями в мессенджерах «Viber» и «Telegram», где при необходимости проводим консультации и предоставляем полезную информацию по соблюдению ЗОЖ и приучению к этому детей.
Проводя работу, мы обращаем внимание, что вести правильный образ жизни не только важно для здоровья, но и очень интересно, особенно, если делать это всей семьей. Таким образом, ребенок будет чувствовать поддержку в своем стремлении, а атмосфера в семье станет более дружной и благожелательной.
Организация различных спортивных соревнований и досуга позволяет втянуть в процесс всех заинтересованных участников. В таких мероприятиях с удовольствием и интересом принимают участие дети всех возрастных категорий, включая и старших дошкольников. Во взаимоподготовке и поддержке друг друга у детей формируется благожелательное отношение к спорту и здоровому образу жизни, что способствует укреплению физических и нравственных качеств ребенка.
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что различные варианты совместной работы воспитателей, родителей и детей могут решить проблему неосведомленности о здоровом образе жизни. Работа с детьми расширяет их знание о правильном образе жизни, формирует стремление и привычку заботиться о своем здоровье, поддерживать физическую форму, учиться новому и достигать в этом результатов. Так же подтвердилась теория, что участие родителей в оздоровлении своего тела и семьи в целом, дает лучшие результаты, чем работа только лишь с детьми. Ведь ни одна, даже лучшая оздоровительная программа не может дать отличных результатов, если желание стремиться к большему не будет поддерживаться близкими людьми. Личный пример взрослых, а в особенности родителей, является важным аспектом в воспитании детей, именно поэтому так важно задействовать пап и мам в различных сферах воспитательно -образовательного процесса. Результатом проделанной работы стало повышение активности и взрослых, и детей. [4]
Таким образом, процесс взаимодействия детского сада и семьи по данному вопросу будет эффективным при грамотно организованных психолого-педагогических условиях, при обеспечении совместной работы воспитателей и родителей, при пополнении знаний и умений для сохранения и укрепления здоровья детей.
На данный момент уже можно выделить ряд положительных изменений. Родители стали больше интересоваться успехами детей, обогатили знания о здоровом образе жизни и различных его тонкостях, знания детей также пополнились новой информацией и навыками. Дети проявляют больший интерес к спорту и с удовольствием выполняют предоставляемые в детском саду разминки и упражнения.
Останавливаться на достигнутом мы не собираемся и планируем продолжить активную работу в данном направлении. Будем искать и разрабатывать новые методы взаимодействия с участниками, чтобы достичь еще больших результатов в просветительской деятельности и в укреплении здоровья дошкольников.
Литература:
- Воробьева М. И. Воспитание здорового жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 7
- Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.
- Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. — Шадринск: дисс. канд. пед. наук, 2004. — 203 с.
- Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 96 с.