В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни, совместная деятельность детей и взрослых, педагогов и родителей.
Согласно современному пониманию педагогами и медицинскими работниками, здоровый образ жизни (далее — ЗОЖ) — это «рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность в усвоении мотивационной, духовной культур конкретной страны и здоровый психологический климат» [1, с. 17].
Дошкольный возраст является основой для формирования практически всех качеств личности, определяющих содержание и качество жизни человека в будущем. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) задача педагогического коллектива по формированию основ ЗОЖ воспитанников объявлена в числе приоритетных [1, с. 17]. В дошкольный период детства происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому необходимо настойчиво и грамотно организовывать воспитательную работу, направленную на формирование у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Важно на этапе дошкольного детства, когда наблюдается интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом. Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет дошкольникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни.
Исследователи отмечают низкий уровень знаний современных родителей о ценности своего здоровья и здоровья детей [4]. Не вызывает сомнений прямая зависимость здоровья от образа жизни, в отличие от наследственности и состояния здравоохранения. Соответственно, задачей педагогов и родителей дошкольников становится формирование уважительного отношения детей к собственному здоровью и осознание обязанности его сбережения.
Средством формирования основ ЗОЖ у детей являются игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. В ходе физкультурно-оздоровительной работы — физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, подвижных играх, пальчиковых играх закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. Так, утренняя зарядка, особенно при совместном ее выполнении с родителями, позволит «ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна», повысить «общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость» [2, с. 404–405].
Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании — это часть того важного и обязательного комплекса умений и навыков, которые должны быть в центре внимания воспитателей и родителей.
Формирование основ ЗОЖ у детей более эффективно в совместной работе с родителями. Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Именно этим необходимо родителям руководствоваться при обеспечении ЗОЖ. Ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников [3; 4]: соблюдение режима дня, активности и сна; двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; -правильное, здоровое питание; соблюдение правил гигиены; закаливание, формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам; сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Эффективность и результативность формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста обеспечивается непрерывностью процесса — «без выходных и праздников». У ребенка должен быть постоянный пример отношения к своему здоровью и заботы о нем со стороны семьи: родители сами должны вести ЗОЖ и не подавать отрицательных примеров своему ребенку.
Литература:
- Бурлакова Е. М. Профессиональные характеристики воспитателя в контексте требований нового образовательного стандарта [Текст] / Е. М. Бурлакова, Г. Ю. Бурдина // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 65–67.
- Казначеев С. В., Ципцина М. Н., Легирь Г. Г. О подходах к формированию здорового образа жизни у дошкольников // Научный потенциал.. — 2015. — № 2 (9). — С. 17–21.
- Малыгина М. Г., Постникова Т. Ю. Формирование здорового образа жизни в семье дошкольника // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 404–405.
- Смирнова Е. В. Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // doshvozrast.ru. Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod103.htm.
- Соловьева Э. Н. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста // NEOsports.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/06/16/formirovanie-zozh-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.