Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)
Автор: Исаенко Юлия Михайловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 1204 раза
Библиографическое описание:
Исаенко, Ю. М. Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2740/ (дата обращения: 16.12.2024).
Хочешь быть здоровым — будь! Это самый главный и важный лозунг нашей жизни, так как здоровье самое дорогое, что есть у человека. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования. Поэтому важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения — организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы воспитывать ценностное отношение к своему здоровью у каждого дошкольника.
Формирование ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации, может стать эффективным, если в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будут организованы:
1) Система просветительской работы с родителями и педагогами, оригинальные формы работы с семьей (семейные мастер-классы, фотоконкурсы).
2) Разновозрастное игровое взаимодействие дошкольников.
3) дифференцированный подход в реализации задач физического воспитания дошкольников в образовательном процессе.
Система данных мер будут способствовать формированию субъектной позиции у старших дошкольников, педагогов и родителей в отношении здорового образа жизни, состоящая в проявлении интересов, потребностей и мотивов к соблюдению здорового образа жизни.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно, и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их родителей, педагогов (1).
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если:
- Будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в условиях ДОО.
- Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий.
- Будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
Проанализировав специальную литературу, нами составлены схемы, где представлены педагогические условия, необходимые для формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации.
Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни удошкольников:
- Использование здоровьесберегающих технологий
- Выбора оптимального режима занятий
- Создание условий для физической активности детей
- Создание благоприятной психологической атмосферы
- Организация питания
- Оздоровительные мероприятия
- Пропаганда здорового образа жизни
Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни уродителей дошкольников вДОУ:
- Психолого-педагогическое просвещение
- Индивидуальные беседы, консультации
- Семейный мастер-класс
- Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья
- Выставки, конкурсы и презентации
Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни упедагогов вДОУ:
- Медицинский осмотр
- Педсоветы
- Конференции
- Методические объединения
- Культурно-массовые и физкультурные формы работы
Необходимо отметить, что лишь взаимодействие участников образовательных отношений между собой будет способствовать эффективному формированию ценностей здорового образа жизни
Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации относятся методы, приемы, принципы. Для каждого участника образовательных отношений выделяются определенные условия, которые содействуют формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни. Лишь взаимодействие между участниками образовательных отношений можно дать положительные результаты в данном направлении
Литература:
- Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.