В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.
Ключевые слова : здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровьесберегающие технологии, педагог, семья.
Актуальность. Время не стоит на месте. Оно идёт и вместе с ним меняется жизнь человека. Свидетельством этому, является «Теория поколений» американских учёных У. Штрауса и Н. Хау. Каждый исторический этап диктует обществу новые условия, к которым человеку нужно приспосабливаться, поэтому поколения, сменяющиеся во временном промежутке от 20 до 25 лет, отличаются друг от друга ценностями и привычками. При этом важно учитывать, что решающее влияние на ценности каждого поколения оказывают условия воспитания в семье, а также макроэкономические и политические события, которые произошли с ними до 11–12 лет. Именно эти ценности оказывают влияние на модель поведения человека в течение всей его жизни — на его отношение к работе, взгляды на мир, потребительское поведение и прочее [2]. Из выше сказанного следует вывод, что дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными периодами. Особенно важен дошкольный возраст. Он представляет собой этап в жизни человека, на котором закладываются основные ценности будущей личности.
По мнению большинства экспертов, базисом будущей личности является его здоровье, так как оно является ключиком, открывающим двери больших возможностей для развития ребёнка. Но с каждым годом увеличивается процент детей, для которых данная дверь открывается не полностью. В современном мире значительно увеличено негативное влияние факторов среды на организм человека. Эти факторы стали причиной увеличение показателей заболеваемости во всех возрастных категориях, в том числе и дошкольном возрасте. По последним данным научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых дошкольников на данный момент составляет всего 9 %, а более 60 % имеют функциональные отклонения.
С такими показателями необходимо бороться, поэтому в наше время необходимо с самого раннего возраста прививать детям культуру здоровья, чтобы организм мог сглаживать пагубное влияние со стороны.
Закон об образовании в Российской федерации, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд других документов были разработаны для того, чтобы государство могло контролировать процесс сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения [5].
Большое значение сохранению здоровья воспитанника и привитию ему навыков здорового образа жизни уделяется на первой ступени образовательного процесса. Как прописано в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, одной из его основных задач является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни [4].
Здоровый образ жизни является фактором сохранения физического, психического и социального здоровья, поэтому он является их балансирующим звеном. К компонентам здорового образа жизни относится: режим дня, закаливание, занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, личная гигиена, правильное питание, дозированное цифровое потребление и движение. За наличие данных компонентов в жизни дошкольника отвечают дошкольное образовательное учреждение и родители (законные представители ребёнка). В детском саду в соответствии с требованиями стандарта создаётся здоровьесберегающая среда, которая позволяет сохранить и приумножить здоровье воспитанника. Данная среда включает в себя такие формы технологий, как:
1) медико-профилактические (медицинский осмотр, профилактика хронических заболеваний и т. д.);
2) физкультурно-оздоровительные (закаливание, утренняя гимнастика, физкультурные праздники, прогулки и т. д.);
3) технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками);
4) здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5) валеологического просвещения родителей (разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей.) [1].
Здоровьесберегающая среда даёт возможность окунуть воспитанника в пространство, которое ненавязчиво, с учётом индивидуальных особенностей будет формировать правильное направление сознания ребёнка и раскрывать навыки необходимые для жизнедеятельности.
Будет ли данная среда давать ожидаемый результат, зависит от педагогов и родителей, которые будут создавать её. Чтобы добиться успеха в создании данной среды и привитии дошкольникам культуры здоровья необходимо совместное участие ДОУ и семьи. Педагоги и родители на собственном примере, в первую очередь, должны показывать, что значит быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Они должны вести за собой детей.
Литература:
- Арсенова М. А., Тимошина Е. И. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе развития ребёнка дошкольного возраста//Вестник Череповецкого государственного университета.-2019.-№ 5.
- Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые//Российские регионы взгляд в будущее.-2015г.
- Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М.. Новикова. — М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. — 96 с.
- Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14.11.2019).
- Радионова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 124 с.