В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организацией детей дошкольного возраста. Рассматривается устранение возможных трудностей родителей в воспитании своих детей.
Ключевые слова: воспитание, дети дошкольного возраста, воспитание в семье, дошкольные образовательные организации.
На протяжении всего развития воспитания ребенка дошкольного возраста были и будут семья и дошкольные образовательные организации. Именно через них дети входят в общество. У семьи есть главная функция — развитие и воспитание ребенка. [5] Здесь закладываются основные и первичные основы психического и физического здоровья, нравственности. Если основы в семье не будут заложены, то преодолеть это не удастся. [2]
Родители должны дать ребенку правильное воспитание. Под правильным воспитанием понимается совершенное развитие ребенка. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, для которых нужна особая подготовка папы и мамы. [1]
Педагоги-ученые говорят о том, что недостаточная степень семейного воспитания складывается из-за маленького педагогического опыта родителей. Плохая степень семейного воспитания, о котором пишут педагоги, во многом была обусловлен слабой подготовкой родителей, в первую очередь матери. В хороших семьях, где взрослые проявляют заботу о воспитании детей, есть взаимное уважение. Правильное поведение мамы и папы является образцом для детей, они считают своих родителей авторитетом и тянутся к такому же поведению. [3]
Многие ученые в своих научных работах высказываются на тему детского воспитания. Наиболее важным для педагогов является воспитание ребенка как человека, который имеет долг перед государством, семьей и обществом. Ж.-Ж. Руссо замечал, что каждый будущий воспитатель влияет на ребенка меньше, чем тот, который был ранее. Особое внимание педагог-исследователь В. А. Сухомлинский уделял роли родителей в воспитании детей. По его мнению, какими замечательными бы не были детские сады, самыми важными воспитателями, которые формируют мысли, разум детей, являются родители. А. С. Макаренко выявлял условия, которые определяют удачное воспитание детей в семьях, а также на примерах демонстрировал влияние положения родителей на благополучие воспитательного действия на ребенка. [4]
Ученые включают в понятие «воспитательные возможности семьи» много характеристик, которые отражают разные факторы жизнедеятельности семьи, определяют воспитательные направления и могут в разных степенях гарантировать благополучное воспитание и развитие ребенка. Берутся во внимание некоторые особенности семьи, например: достаток, место проживания, степень образованности родителей, ценности и др. Процедура воспитания активируется при развитии потребностей у ребенка, в получении новых впечатлений, в познании, в двигательной активности, в любви, признании и т. д. [6]
Мы пришли к выводу, что использование семьей и дошкольной образовательной организацией системы совместного воспитания ребенка дошкольного возраста будет способствовать развитию духовно-нравственной и гармоничной личности дошкольника.
Нами на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» г. Воронежа (далее — ДОУ) было проведено анкетирование родителей воспитанников. Цель анкетирования — выявить проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организацией у детей дошкольного возраста. А также устранение возможных трудностей родителей в воспитании своих детей. В анкетировании принимали участие шесть групп — 178 семей, дети которых посещают ДОУ.
Проведенный нами анализ анкет показал, что родители испытывают нужду в педагогических знаниях. Знания, которые имеют родители, их не удовлетворяют. Родители подчеркивали, что ощущают сложности из-за того, что не хватает терпения, времени, опыта. Знания, получаемые родителями из разных источников, не помогают им по некоторым причинам: они не относятся именно к их ребенку и слишком общие.
Стоит отметить, что 43,8 % родителей воспитанников ДОУ черпают педагогические знания о воспитании детей дошкольного возраста из социальных сетей. В основном родители указывают различные группы из социальной сети «ВКонтакте». Более детальный опрос данных родителей показал, что чаще родители хаотично используют полученную из этого источника информацию не обращая внимание, например на возрастные особенности. Консультируются с педагогами ДОУ 29,8 % родителей, как правило, они доверяют педагогическим знаниям воспитателей. При воспитании детей 20,2 % родителей опирается на свой опыт: воспитание старших детей, воспитание братьев и сестёр, пример своих родителей в воспитании в семье. Педагогической специальной литературой пользуются 6,2 % родителей. Эти родители часто опираются на популярную педагогическую литературу или имеют педагогическое образование.
Эти данные указывают на то, что основная роль в передаче педагогических знаний относится к социальным сетям в интернете, но они не заменять живого общения родителей с воспитателями. Нами выявлены некоторые причины затруднений, которые испытывают в общении с родителями воспитатели: неполноценная осведомленность родителей о деятельности и жизни детей в ДОУ; слабый уровень социально-психологической культуры родителей; родители дают недостаточную информацию воспитателю об условиях воспитания ребенка в семье; непонимание членов семьи важности воспитания в дошкольном возрасте и его значений. Часто педагоги ведут себя по отношению к родителям как к объектам воспитания.
Мы считаем, что когда дошкольные образовательные организации будут являться открытой системой, то только тогда произойдет педагогическое удовлетворение семейных потребностей. Педагоги должны родителям предоставить возможность ознакомиться с деятельностью ребенка в ДОУ, с жизнью в группе, с манерой общения воспитателя с детьми. Это общение обязательно должно проходить в удобное для родителей время. Когда родители видят своих детей в другой среде, то они рассматривают их по новому, т. е. другими глазами. В группе родители могут научиться методам общения с детьми, полезной деятельности с ними.
Заметим, что если педагоги работают с родителями некорректно, то они не имеют установки на сотрудничество. Некоторые воспитатели при общении с мамами и папами ищут повод указать на минусы воспитания в семье. Они сами вызывают к себе отрицательное отношение родителей, не умея аккуратно и тактично вести беседу.
В современном мире педагогические работники должны искать новые методы сотрудничества с родителями. Методы должны быть основаны на развлекательных играх и направлены на привлечение внимания семьи к дошкольной образовательной организации. Родители будут лучше познавать ребенка, т. к. наблюдают за ним в новой обстановке, налаживают контакт с воспитателями. Родителям можно поручать задания для подготовки конкурсов, утренников, состязаний, праздников, активно вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс.
Важной целью воспитания личности дошкольника является помощь семье в создании комфортных условий для развития ребенка, а также понимание возникающих проблем в воспитании ребенка и поиск способов их решения совместно с родителями и дошкольной образовательной организацией. Все семьи обладают большими или меньшими воспитательными возможностями. От них и от того, как грамотно родители пользуются ими, зависят результаты воспитания в семье.
Литература:
- Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — Москва: ТСфера, 2009. — 128 с.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. — Москва: КАРАПУЗ, 2002. — 264 с.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника:учебно-методическое пособие. ФГОС ДО / Е. С. Евдокимова. — Москва: Сфера, 2019. — 112 с.
- Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2013. — 208 с.
- Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями / Л. В. Михайлова-Свирская. — Москва: Просвещение, 2015. — С. 126.
- Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Турченко. — Москва: Флинта, 2016. — 256 c.