Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Карпов, Ю. Л. Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста / Ю. Л. Карпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74645/ (дата обращения: 16.12.2024).



Гармоничное функционирование семьи является непременным условием психического здоровья каждого ее члена. В процессе развития и становления личности ребенка чрезвычайно важное значение имеет психологический климат в семье, особенности отношений между супругами, характер детско-родительских взаимоотношений. Отсутствие одного из родителей приводит к трансформации семьи и, как следствие, негативно сказывается на психическом состоянии и жизнедеятельности ребенка.

Проблема детско-родительских отношений находится в центре внимания исследователей, которые подчеркивают, что развитие личности обусловлено отношением к ней со стороны родителей (М. Алексеева, Г. Бевз, Л. И. Божович, В. Васютинский, Л. С. Выготский, И. Гоян, В. Дружинин, И. В. Дубровин, Т. Карабин, С. Кисарчук, С. Ковалев, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, А. Лютак, Н. Максимова, Л. Мищиха, и др.).

Кроме этого, в трудах исследователей убедительно показана зависимость психического развития и формирования личности ребенка от родительского отношения к ней, стиля воспитания, родительской позиции, стратегий и стилей семейной коммуникации и взаимодействия (А. Бодалев, С. Броди, М. Боришевский, Г. Варга, В. Гарбузов, Т. Говорун, И. Добряков, А. И. Захаров, С. Ковалев, А. Е. Личко, А. Насонова, А. Спиваковская, Столин, А. Шарган, Л. Шипицын, Е. Г. Эйдемиллер и др.).

Детская тревожность — обширное понятие, которые включает в себя разные критерии устойчивого эмоционального неблагополучия. Эта тревожность выражается в волнении, в ожидании плохого отношения к себе, повышенном беспокойстве, отрицательной оценки со стороны важных взрослых, сверстников. Ребенок постоянно ощущает свою собственную неадекватность, неполноценность, чувствует себя неуверенно, и сомневается в правильности своего поведения и решений.

В дошкольном и младшем школьном возрасте больше подвержены тревожным чувствам дети мужского пола, а после двенадцати лет — девочки. Также можно утверждать, что девочки чаще переживают из-за отношений с другими людьми, а мальчики больше подвержены волнению из-за насилия или наказания от взрослых. Если девочка сделала какое-то нечестное действие, она будет волноваться, что учитель в школе или один из родителей о них плохо подумают, а подруги или одноклассницы перестанут общаться с ними. В аналогичной ситуации мальчики, скорее всего, будут волноваться и переживать, что их поругают взрослые или изобьют сверстники, или друзья.

Каждый ребёнок может резко и внезапно разволноваться, если поставить его на стул и попросить рассказать стихотворение перед незнакомой аудиторией, но в остальных жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок, который имеет повышенную тревожность, очень тяжело будет расслабляться и будет испытывать беспокойство почти всегда: находясь в одиночестве, идя на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку. Такие расстройства тревожные могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. К примеру, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т. п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или произошли подряд [1, 2, 3].

Но можно утверждать, что специалисты сходятся во мнении, что главная и важная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые находятся рядом с ребёнком в его жизни. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о предрасположенности с точки зрения генетики (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о способах воспитания [4].

Дети, у которых есть тревожность, не всегда могут понять причины своих чувств. Они ощущают себя беспомощными и испуганными. Родители должны быть всегда наготове и вовремя распознавать симптомы тревоги у детей. Если же родители считают, что ситуация вышла из-под контроля, им необходимо срочно обратиться за помощью к психологу.

Влияние тревожности у детей младшего школьного возраста на возникновение заболеваний, которые названы психосоматическими, во многом обусловлено семьей и социумом вокруг ребенка (школа, сверстники, кружки, спортивные секции, и т. д.).

Современная медицина признаёт такой род заболеваний, которые возникают не по причине органической патологии, а по причине психологического неблагополучия. Такие нозологии называются психосоматическими, а раздел клинической психологии, который занимается изучением такого рода заболеваний — психосоматикой. Психосоматика (греч. Psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний [5].

Также стоит отметить, что психосоматика изучает взаимосвязь психики и тела, в двустороннем порядке. То есть не только психологические проблемы могут спровоцировать соматическое заболевание, но и соматическое заболевание может спровоцировать психологические нарушения.

Ещё в прошлом веке было создано несколько концепций и моделей психосоматического здоровья человека. Некоторые из них популярны и сейчас, некоторые уже утратили свою актуальность. Появление новых концепций продиктовано, как уже было выше отмечено, особенностями жизнедеятельности людей, а также психологическими особенностями самих людей, ведь «всё течёт, всё меняется». Психика в чём-то усложняется, впитывая влияния внешней среды, а результатом этого и становятся различные заболевания, при условии, что эти влияния оказались деструктивными для человека.

Отдельно стоит отметить, что влияние психики на тело и тела на психику представляет собой циркуляторный процесс. С точки зрения психосоматики, этот процесс можно представить следующим образом: психологическая проблема → соматический симптом → психологическая реакция на симптом → повторение соматического симптома (или формирование соматического заболевания). Таким образом, можно заключить, что психическая и соматическая сферы человека как бы подкрепляют реакции друг друга.

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у детей школьного возраста достаточно актуальна в современном мире и нуждается в детальном разборе для того, чтобы наконец-то найти ответ на интересующий многих вопрос: «Почему так часто дети подвержены нервным и психическим расстройствам, и как можно предотвратить, или хотя бы немножко сгладить и уменьшить последствия всех переживаний?» Если будет найден ответ на этот вопрос, то для многих это станет настоящим спасением, ведь каждый любящий родитель и уважающий себя педагог хотят избежать того, чтобы их дети чувствовали себя несчастными и обреченными [6].

В отечественной науке в последние годы актуализировался интерес к причинам возникновения и механизмам развития, а также лечения психосоматических расстройств у детей. В целом статистические данные по распространённости психосоматических расстройств у детей, представленные разными исследователями можно определить в диапазон 16–68 % [7].

В целом мы можем говорить о том, что под тревожностью в современных источниках понимают склонность ребенка переживать тревогу, т. е. такое эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях некой опасности и которое проявляется в ожидании неблагоприятного развития ситуации.

Главные потребности ребенка, помимо физического комфорта и безопасности, — это потребность в эмоциональной безопасности, в защите, в стабильности, во внимании, в принятии и любви. И часто реакцией на неудовлетворение этих потребностей является повышенная тревожность, как следствие, болезнь- как один из способов выживания в психотравмирующих условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии у детей высокого уровня тревожности, есть большая вероятность возникновения психосоматического расстройства. Также отсутствие одного из родителей может повлиять на проявление заболеваний, связанных с психосоматикой. Это может считаться кризисом, который затрагивает всю семейную систему и трудно переживается не только детьми, но и их взрослыми. Если дети слишком долго находятся в неблагоприятных обстоятельствах жизнедеятельности неполной семьи, то это нередко вызывает в поведении ребенка глубокие изменения и все чаще психосоматические расстройства. Проведенные исследования по данной теме показали, что младшие школьники, которые проживают в неполной семье, в отличие от учеников начальных классов из полных семей, являются более агрессивными и тревожными, для них более характерны проявления депрессии, и потребность быть значимыми для близких людей, у них чаще наблюдаются проблемы в поведении и в здоровье.

Большое влияние на уровень тревожности ребенка имеет не только недостаток общения с родителями и, в частности, и получения положительного опыта жизни с агрессией (распознавание, вербализация, изучение границ допустимых проявлений агрессии), и невозможность выразить свое отношение к отсутствию родителей. Никакие объяснения отсутствия родителей не могут удовлетворить все те разнообразные эмоциональные потребности ребенка, связанные с полноценным контактом с родителями. Отсюда — постоянная тревожность и повышенная готовность к агрессивному реагированию, и большая вероятность развития психосоматических расстройств.

Современный мир предъявляет всё больше требований к человеку. Проблема осложняется тем, что разнообразие требований наваливается на человека с самого детства. В стремлениях развить способности своего ребёнка до состояния гениальности многие родители даже не подозревают, что таким рьяным способом развития могут причинить вред своему ребёнку. Организм ещё слишком мал для того, чтобы справляться с таки натиском требований, поэтому и реагирует психосоматическими расстройствами, которые в последствии, если не будут вовремя вылечены, закрепятся как привычный паттерн реагирования организма.

Литература:

  1. Мэй, Р. Проблема тревоги [Текст] / Р. Мэй. — М.: Знание, 2010. — 377 с.
  2. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
  3. Перепелкина, А.В., Профилактика детской агрессивности [Текст] / А. В. Перепелкина, М. Ю. Михайлина. — М.: Учитель, 2014. — 117 с.
  4. Антропов, Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами [Текст] / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. — СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
  5. Соловьевская, Н. Л. История развития психосоматики [Текст] / Н. Л. Соловьевская // Труды кольского научного центра РАН: Мурманск, 2018. — Т. 9, № 11–15. — С. 110–120.
  6. Залесская, О. В. Особенности образа тела у детей с бронхиальной астмой [Текст] / О. В. Залесская, Р. А. Даирова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: материалы научно­практической конференции. — Т. 1. — М.: МГПУ, 2005. — С. 47–56.
  7. Елиашвили, М. Н. История развития психосоматики в отечественной науке [Текст] / М. Н. Елиашвили, Р. А. Даирова // Вестник московского городского педагогического университета. серия: педагогика и психология. — 2011. — № 1(15). — С. 79–87.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, повышенная тревожность, расстройство, родитель, соматическое заболевание, младший школьный возраст, неполная семья, род заболеваний, современный мир, соматический симптом.


Похожие статьи

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье

Похожие статьи

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье

Задать вопрос