Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные исследования самооценкивдетском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового возраста — периода интенсивного развития интеллектуальной сферы, который характеризуется качественными и количественными изменениями: в подростковом периоде развивается способность к абстрактно-логическому мышлению.
Цель данной работы состоит в выявлении взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем развития мышления в подростковом возрасте.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: взаимосвязьсамооценки и уровня развития мышления подростков.
1. Понятие самооценки в современной психологии
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2, c. 141].
Согласно большому психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [4].
По А. И. Липкиной, самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [3, c. 45].
В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначает термин «”Я”- концепция». В этой концепции выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», который называют самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношение, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я» [1, c. 259].
В современной психологии названы принято различать следующие уровни описания самооценки:
1) адекватная;
2) завышенная;
3) заниженная.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
Заниженная самооценка — неадекватное принижение в оценивании себя субъектом [5, c. 121].
Многие исследования, как отечественные, так и зарубежные, показали, что на самооценку подростка большее влияние оказывают суждения сверстников, чем родителей. Но родительское участие в жизни подростка в большей степени оказывает влияние на его общую самооценку, а сверстники и педагогические факторы, на оценку его способностей [3, c. 42].
Педагогическая оценка также вносит существенный вклад в оценку собственных суждений подростков.
Совокупность всех этих направлений формирует в ребенке познание самого себя, стимулирует развитие оценочных суждений по отношению к себе.
Степень самооценки подростков оказывает существенное влияние на результаты их интеллектуальной деятельности. Особенно отчетливо это прослеживается у подростков с низкой самооценкой. Это объясняется тем, что низкая самооценка приводит к излишней эмоциональной напряженности, отрицательно влияющей на качественных показателях интеллектуальной деятельности [1, c. 117].
2. Особенности развития мышления подростков
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [1, c. 342].
Черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.
3) опосредованно отражает окружающий мир [2, c. 116].
Классификация мышления по преобладанию психических процессов:
1. Наглядно-действенное мышление
2. Конкретно-предметное мышление
3. Наглядно-образное мышление
4. Абстрактно-логическое мышление
Наглядно-действенное мышление — форма мышления, манипулирующая предметной сферой.
Конкретно-предметное мышление — задачи решаются с помощью конкретного реального объекта.
Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.
Абстрактно-логическое мышление — это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений [2, c. 195].
Ключом к проблеме пониманию особенностей развития мышления в подростковом возрасте является тот факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях, перед ним раскрываются высшие формы мышления, в частности абстрактно-логическое мышление. Подросток отличается стремлением к логичности, что проявляется, прежде всего, в критицизме и большой требовательности к себе и окружающим.
3. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков
Теоретический анализ привел нас к пониманию, что самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулируя ее поведение и деятельность.
Адекватная самооценка заключается в критическом отношение к себе, объективной оценке своих возможностей, умении самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, отказываться от несостоятельных гипотез и версий.
Начало реального действия самооценки датируется подростковым возрастом, периодом интенсивного развития интеллектуальной сферы. В подростковом периоде развивается способность к абстрактно-логическому мышлению.
Абстрактно-логическое мышление — это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений [2, c. 198].
Преобладание абстрактно-логического мышления является характерной особенностью подросткового возраста, который отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать окружающим свои способности, а также получать высокую оценку с их стороны. Подросток погружен в социальную среду, в которой непрестанно трансформируется его высшие психические функции, меняется мышление подростка. В подростковом возрасте расширяется круг используемых понятий и категорий, увеличивается объем и адекватность оцениваемых признаков, снижается категоричность суждений, наблюдается переход от фрагментарного видения себя к относительно полной, всеобъемлющей «”Я”-концепции», происходит постепенное увеличение адекватности самооценки [5, с. 241].
Уровень самооценки подростков существенно влияет на показатели его интеллектуальной деятельности. В основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка. У подростков с низкой самооценкой показатели качества интеллектуальной деятельности ниже, чем у подростков с высокой самооценкой. Эта тенденция объясняется худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к стрессовым ситуациям, неуверенностью в собственных силах, неспособностью реально оценивать свои возможности. Все эти факторы приводят к возникновению эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на развитии уровня мышления подростков.
Таким образом, в ходе исследования взаимосвязи самооценки и уровня развития мышления подростков было установлено, что уровень самооценки и уровень развития мышления имеют прямую зависимость, т. е. чем адекватнее самооценка, тем выше уровень развития мышления подростка.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. — М.: Педагогика–прогресс, 1999. — 536 с.
2. Давыдов, В. В. Развитие мышления в школьном возрасте / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Принцип развития в психологии. М., 1978. — 304 с.
3. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М. Знание, 1976. — 64 с.
4. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко — М., 2001.
5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России 2000. — 442 с.