Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 05.01.2014

Статья просмотрена: 2107 раз

Библиографическое описание:

Апетян, М. К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8845/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные исследования самооценкивдетском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового возраста — периода интенсивного развития интеллектуальной сферы, который характеризуется качественными и количественными изменениями: в подростковом периоде развивается способность к абстрактно-логическому мышлению.

Цель данной работы состоит в выявлении взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем развития мышления в подростковом возрасте.

Объект исследования: психологические особенности подростков.

Предмет исследования: взаимосвязьсамооценки и уровня развития мышления подростков.

1. Понятие самооценки в современной психологии

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2, c. 141].

Согласно большому психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [4].

По А. И. Липкиной, самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [3, c. 45].

В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначает термин «”Я”- концепция». В этой концепции выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», который называют самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношение, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я» [1, c. 259].

В современной психологии названы принято различать следующие уровни описания самооценки:

1)      адекватная;

2)      завышенная;

3)      заниженная.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Заниженная самооценка — неадекватное принижение в оценивании себя субъектом [5, c. 121].

Многие исследования, как отечественные, так и зарубежные, показали, что на самооценку подростка большее влияние оказывают суждения сверстников, чем родителей. Но родительское участие в жизни подростка в большей степени оказывает влияние на его общую самооценку, а сверстники и педагогические факторы, на оценку его способностей [3, c. 42].

Педагогическая оценка также вносит существенный вклад в оценку собственных суждений подростков.

Совокупность всех этих направлений формирует в ребенке познание самого себя, стимулирует развитие оценочных суждений по отношению к себе.

Степень самооценки подростков оказывает существенное влияние на результаты их интеллектуальной деятельности. Особенно отчетливо это прослеживается у подростков с низкой самооценкой. Это объясняется тем, что низкая самооценка приводит к излишней эмоциональной напряженности, отрицательно влияющей на качественных показателях интеллектуальной деятельности [1, c. 117].

2. Особенности развития мышления подростков

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [1, c. 342].

Черты мышления:

1)                 творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2)                 способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3)                 опосредованно отражает окружающий мир [2, c. 116].

Классификация мышления по преобладанию психических процессов:

1.      Наглядно-действенное мышление

2.      Конкретно-предметное мышление

3.      Наглядно-образное мышление

4.      Абстрактно-логическое мышление

Наглядно-действенное мышление — форма мышления, манипулирующая предметной сферой.

Конкретно-предметное мышление — задачи решаются с помощью конкретного реального объекта.

Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.

Абстрактно-логическое мышление — это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений [2, c. 195].

Ключом к проблеме пониманию особенностей развития мышления в подростковом возрасте является тот факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях, перед ним раскрываются высшие формы мышления, в частности абстрактно-логическое мышление. Подросток отличается стремлением к логичности, что проявляется, прежде всего, в критицизме и большой требовательности к себе и окружающим.

3. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Теоретический анализ привел нас к пониманию, что самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка определяет социальную адаптацию личности, регулируя ее поведение и деятельность.

Адекватная самооценка заключается в критическом отношение к себе, объективной оценке своих возможностей, умении самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, отказываться от несостоятельных гипотез и версий.

Начало реального действия самооценки датируется подростковым возрастом, периодом интенсивного развития интеллектуальной сферы. В подростковом периоде развивается способность к абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление — это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений [2, c. 198].

Преобладание абстрактно-логического мышления является характерной особенностью подросткового возраста, который отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать окружающим свои способности, а также получать высокую оценку с их стороны. Подросток погружен в социальную среду, в которой непрестанно трансформируется его высшие психические функции, меняется мышление подростка. В подростковом возрасте расширяется круг используемых понятий и категорий, увеличивается объем и адекватность оцениваемых признаков, снижается категоричность суждений, наблюдается переход от фрагментарного видения себя к относительно полной, всеобъемлющей «”Я”-концепции», происходит постепенное увеличение адекватности самооценки [5, с. 241].

Уровень самооценки подростков существенно влияет на показатели его интеллектуальной деятельности. В основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка. У подростков с низкой самооценкой показатели качества интеллектуальной деятельности ниже, чем у подростков с высокой самооценкой. Эта тенденция объясняется худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к стрессовым ситуациям, неуверенностью в собственных силах, неспособностью реально оценивать свои возможности. Все эти факторы приводят к возникновению эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на развитии уровня мышления подростков.

Таким образом, в ходе исследования взаимосвязи самооценки и уровня развития мышления подростков было установлено, что уровень самооценки и уровень развития мышления имеют прямую зависимость, т. е. чем адекватнее самооценка, тем выше уровень развития мышления подростка.

Литература:

1.         Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. — М.: Педагогика–прогресс, 1999. — 536 с.

2.         Давыдов, В. В. Развитие мышления в школьном возрасте / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Принцип развития в психологии. М., 1978. — 304 с.

3.         Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М. Знание, 1976. — 64 с.

4.         Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко — М., 2001.

5.         Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России 2000. — 442 с.

Основные термины (генерируются автоматически): абстрактно-логическое мышление, подростковый возраст, интеллектуальная деятельность, самооценка, уровень развития мышления подростков, адекватная самооценка, интеллектуальная сфера, интенсивное развитие, конкретно-предметное мышление, Наглядно-действенное мышление.


Похожие статьи

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Похожие статьи

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь социально-бытовых навыков и умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Задать вопрос