Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети
Авторы: Козлова Наталия Сергеевна, Чёрная Екатерина Евгеньевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 1777 раз
Библиографическое описание:
Козлова, Н. С. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети / Н. С. Козлова, Е. Е. Чёрная. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8281/ (дата обращения: 22.11.2024).
Подростковый период можно по праву назвать периодом эмоциональной нестабильности. Двойственность эмоций, их излишняя глубина и продолжительность, а также частая смена одной эмоции другой могут заложить фундамент различных эмоциональных расстройств. Наиболее уязвимым к действию внешних влияний человек является в кризисные периоды, коим и является подростковый возраст. То в какой среде находится личность в этот промежуток времени, будет во многом определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии. Именно поэтому нас заинтересовала проблема социальных сетей, так как, подростки являются активными пользователями данных сайтов и большую часть времени проводят в виртуальной среде.
Проблема интернета в целом, и социальных сетей, в частности является достаточно разработанной в современном научном сообществе. Так феномен интернет — аддикции изучали Войскунский А. Е. [3], Панкова Т. В., Сергеева Н.В [7]; виртуальную коммуникацию Арестова О. Н. [1], Белинская Е. П., Жичкина А. Е. [2]. Кроме того, известны работы конкретно по социальным сетям. Данную проблему подробно освещала в своих публикациях Козлова Н. С., ею был проведен общий анализ социальных сетей [6], изучено влияние настроения и самочувствия на характер использования данных сайтов [4], выявлена взаимосвязь механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети [5].
Мы решили остановиться на изучении взаимосвязи эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети. Нами были рассмотрены такие компоненты эмоциональной сферы как агрессия, эмоциональный интеллект и тревожность. Вначале мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь агрессии и специфики вовлеченности подростков в социальные сети. Стоит сказать, что агрессия включает в себя следующие компоненты: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, негативизим и обида. Нами был сделан вывод, что некоторые виды агрессии, изначально являющиеся свойствами личности подростка, например, раздражение, могут повлечь за собой проблемы в непосредственном межличностном общении. Данная проблема подталкивает подростка удовлетворять свои потребности в виртуальном пространстве. Так как в силу упрощенной схемы общения потребность не удовлетворяется, приходится чаще посещать социальные сети — возникает зависимое поведение. Так как зависимость сопровождается эмоциональным напряжением, возможно усиление того вида агрессивного поведения к которому склонен пользователь. Кроме того, социальные сети могут служить полем для вымещения таких видов агрессии как вербальная и косвенная агрессия, в силу того, что это является более безопасным для подростка способом достичь освобождения от негативных эмоций. Неполное удовлетворение данной потребности, так же, как и в предыдущем случае может послужить причиной усиления агрессивных реакций. Хотелось бы отметить, что нарастание некоторых видов агрессии может также способствовать отсутствие чувства страха перед возможным ощутимым возмездием. Мы полагаем, что социальные сети могут провоцировать усиление, имеющейся склонности к какому-либо виду агрессии, например к негативизму и подозрительности за счет своих функциональных особенностей и возможностей, а также в силу формирования зависимости к ним.
Эмоциональный интеллект включает в себя пять понятий это эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей. Эмоциональная осведомленность или, по — другому, осознавание и понимание своих эмоций, имеет корреляционные связи с такими особенностями пользования социальными сетями как отсутствие чувства зависимости и использование данных сайтов от одного до трех часов в день. Мы полагаем, что присутствие рефлексии собственного эмоционального состояние, которое является фактором, способствующим возможности отслеживать формирование зависимости, может содействовать сравнительно небольшому количеству часов, проведенных в социальных сетях. С другой стороны, отсутствие явно выраженной зависимости, может увеличивать эмоциональную осведомленность, за счет увеличения количества времени, в течение которого можно рефлексировать над своими эмоциями и чувствами. Управление эмоциями — это, прежде всего, произвольное управление своими эмоциями. Нами было выявлено, что подростки, умеющие управлять своими эмоциями, могут удалиться без причины из социальных сетей и при невозможности выйти в сеть испытывают азарт. Мы склонны полагать, что сознательный контроль своих эмоций, умение направить их в нужное русло, способствует отсутствию сильной эмоциональной вовлеченности в социальные сети. Тот факт, что испытывается такая мобилизующая организм эмоция как азарт, может говорить нам о том, что нахождение в социальных сетях является для таких респондентов не более, чем развлечением, отсутствие которого является поводом направить свою активность в другое русло. При проведении исследования нами не было выявлено статистически значимым взаимосвязей эмпатии, то есть умения сопереживать текущему эмоциональному состоянию человека, со спецификой вовлеченности в социальные сети. Мы полагаем, что социальные сети не могут способствовать увеличению способности сопереживать из — за отсутствия эмоционального взаимодействия между людьми во время общения. Способность распознавать эмоции других людей имеет взаимосвязь с такой активностью внутри социальных сетей, как общение. Как уже говорилось выше, общение в социальных сетей не может способствовать обогащению эмоционального интеллекта, а без этого невозможно научиться распознавать эмоции других людей. Поэтому мы склонны полагать, что подростки, хорошо идентифицирующие чужие эмоции, имеют высокую коммуникативную активность, в том числе в социальных сетях. Самомотивация, то есть в данном случае управление своим поведением, за счет управления своими эмоциями, имеет только одну корреляционную связь с отсутствием печали, при невозможности зайти в социальную сеть. Это можно расценить как следствие возможности и умения контролировать свои эмоции, а, следовательно, и поведение, что может выражаться в контроле над посещаемостью социальных сетей и предотвращению на этой основе зависимости.
В результате анализа взаимосвязи различных аспектов эмоционального интеллекта и особенностей использования социальных сетей нами был сделан вывод, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, то есть в целом можно сказать уровень эмоционально интеллекта, тем в меньшей степени у подростков проявляется зависимость от социальных сетей. Мы полагаем, что способность произвольно проявлять свои эмоции, осуществлять их контроль говорит об отсутствии проблем в волевой сфере личности. Следовательно, подросток может отследить появление чрезмерной увлеченности социальными сетями и скорректировать свое поведение. С другой стороны, вследствие того, что большинство подростков используют социальные сети ради удовлетворения своих потребностей, в том числе эмоциональных, мы можем предположить, что лица, не имеющие проблемы с эмоциональным интеллектом, просто не нуждаются в вовлеченности в виртуальную жизнь вследствие того, что удовлетворяют свои проблемы в жизни реальной.
Нами было выявлено, что личностная тревожность имеет корреляты с такими специфическими особенностями пользования социальными сетями, как количество посещаемых групп по интересам, частотой выкладывания фото, общение в группах по интересам, регистрация в социальных сетях для того, чтобы быть в курсе событий из жизни друзей. Все эти аспекты говорят о высокой активности пользователя внутри социальной сети, а, следовательно, высокой вовлеченности. Вследствие того, что тревога может появляться у личности при появлении стимулов, восприятие которых способствует снижению самооценки и самоуважению, пользователь посредством социальной сети может пытаться восполнить нанесенный ущерб посредством самопрезентации. Также вероятно то, что тревожная личность может посредством социальных сетей, а вернее общения с виртуальными пользователями пытаться уменьшить тревогу за счет создания иллюзии единения и общности с другими людьми. Также мы вправе предполагать, что специфика социальных сетей может способствовать развитию тревоги у личности, ранее её не имеющей, но склонной к ней. Желание постоянно быть в курсе событий из жизни друзей может послужить основой для формирования зависимости, создается потребность постоянно находиться в сети и отслеживать текущие обновления. Такая привычка может привести к нарастанию тревоги, возникающей на основе страха упустить что — либо важное, если не находиться в социальной сети постоянно. Частая демонстрация своих фотографий может означать потребность личности в презентации себя. Вполне вероятно, что в сознании такого подростка может образоваться конфликт, который возник на основе несоответствия «Я» реального и «Я» виртуального. Возможно, данный конфликт будет способствовать актуализации личностной тревоги.
Таким образом, в ходе исследования нами было выявлено, что социальные сети действительно оказывают влияние на эмоциональную сферу подростка. Возможно возникновение некоторых видов агрессии и личностной тревожности. Кроме того, рассматриваемые нами сайты могут усиливать уже имеющиеся эмоциональные проблемы. В силу возникновения эмоциональной нестабильности, личность становится более внушаемой к воспринимаемой информации. Стоит отметить, что социальные сети содержат большое количество визуальной информации агрессивного и сексуального содержания, которая расшатывает и без того нестабильное эмоциональное состояние подростка. Постоянная привычка удовлетворять ведущие потребности посредством манипуляций в виртуальном мире, постоянна забота о собственном имидже в социальных сетях, может вести к развитию неврозов. Стоит отметить, что зависимость от данных сайтов, говорит также о том, что снижается время, затраченное на получение знаний и навыков, что также является огромной опасностью, угрозой деградации. Мы должны помнить, что подростки являются будущим нашего общества и от того, как пройдет данный кризис взросления, будет зависеть, какими психическими особенностями будут обладать следующее поколение граждан, и что будет составлять содержание их сознания.
Литература:
1. Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14 -20
2. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. // Образование и информационная культура. Т. 5. Вып. 7. — М.: РАО, 2000 г. — С. 395–431
3. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. -. № 1. — С. 90–100
4. Козлова Н. С. Влияние самочувствия, активности и настроения на характер использования социальных сетей // Научно-исследовательский и образовательный потенциал современной высшей школы сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. П. Чигишевой. — 2014. — С. 87–90.
5. Козлова Н. С. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети // Фундаментальные и прикладные науки сегодня Материалы IV международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Академический». North Charleston, SC, USA. — 2014. — С. 88.
6. Козлова Н. С. Социальные сети: теоретический анализ и эмпирическое исследование//Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / С. В. Голикова, О. М. Горева, И. В. Гурьянова и др. — Книга 22. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — 248 с. С. 162–181
7. Панкова Т. В., Сергеева Н. В. Исследование интернет-зависимости подростка:// Современная педагогика. — 2014. — № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/5/2328 (дата обращения: 13.04.2015).