Изучение эмоционального интеллекта и его связи с коммуникативной компетентностью является значимым и востребованным направлением в психологической науке.
Эмоционально-личностная сфера — сложный феномен психической жизни старших школьников. Крайне важно выявить связь между компонентами эмоционального интеллекта и уровнем развития коммуникативной компетентности у старших подростков.
Эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений (Н. Холл). [4]
Предметом данного исследования выступает связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза предполагает существование связи эмоционального интеллекта и уровня развития коммуникативной компетентности у старших подростков.
Данная исследовательская работа посвящена изучению эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности у старших подростков.
Для исследования эмоционального интеллекта была выбрана диагностическая методика: тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (Эм Ин) — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Вторая выбранная методика исследования — «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха, в ней максимально представлен когнитивный компонент коммуникативной компетентности.
Под когнитивным компонентом понимается уровень ориентации в ситуациях вербального и невербального общения, способность осознания и понимания коммуникативной ситуации, способность субъекта коммуникации к рефлексии, а также понимание намерений, чувств, эмоций партнера по коммуникации с помощью наблюдения за вербальными и невербальными проявлениями.
Согласно представлениям автора методики, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости.
В тесте определяется количество компетентных реакций (зависимая, пассивная, компетентная, «на равных», уверенная, агрессивная, оказывающая давление).
Вопросы разделяются на 5 типов коммуникативных ситуаций с целью определения тенденций в общении.
Ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера, ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания, ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой, ситуации беседы, ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека).
Выводы
Развитие эмоционального интеллекта может помочь улучшить коммуникативные способности человека, способствует повышению уровня развития коммуникативной компетентности у старших подростков. Низкий уровень эмоционального интеллекта может приводить к проблемам в общении, так как старшие школьники не могут эффективно управлять своими эмоциями и не понимают эмоции других людей.
От умения ясно говорить о своих эмоциях частично зависит способность выражать эмоции вербально. В такой связи распознавание эмоций является неотъемлемым качеством успешной коммуникации.
Можно отметить, что чем выше будет уровень эмоционального интеллекта, тем лучше будет проявляться способность понимания собственных эмоций и эмоций других людей, а также тем выше будет способность управлять эмоциями. Сложности в вербализации своих чувств и эмоций могут негативно отразиться на попытках выстроить дружеские отношения с людьми. [3]
В настоящее время проблема связи, влияния и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального все больше вызывает к себе интерес.
Исследования взаимосвязей эмоционального интеллекта и уровня развития коммуникативных компетенций очень важны, так как позволят выявлять и прогнозировать риски в поведении подростков.
На основе полученных данных возможна разработка стратегий, тренингов, направленных на развитие навыков конструктивного взаимодействия и повышения уровня развития коммуникативной компетентности.
Мы можем отметить, что эмоциональный интеллект — это психическое свойство, которое формируется в ходе онтогенеза человека под влиянием факторов, обуславливающих уровень и специфические индивидуальные особенности [5].
Можно выделить группы таких факторов:
— когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
— представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации);
— особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. д.).
Достоверность результатов и выводов обоснована методологической точностью теоретических положений; комплексным подходом к решению поставленных задач; адекватным применением комплекса методик, соответствующих предмету, цели и гипотезе исследования; а также достаточностью выборки для обеспечения достоверных результатов; единством общенаучных и конкретно-научных методов исследования.
Литература:
- Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2008. — No 5. — С. 83–95.
- Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml
- Каргинова Е. М. Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи. — Екатеринбург, 2017–75с.
- Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=412174.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001