Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Топаллер, Ю. Б. Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков / Ю. Б. Топаллер, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 424-425. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102687/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изучение эмоционального интеллекта и его связи с коммуникативной компетентностью является значимым и востребованным направлением в психологической науке.

Эмоционально-личностная сфера — сложный феномен психической жизни старших школьников. Крайне важно выявить связь между компонентами эмоционального интеллекта и уровнем развития коммуникативной компетентности у старших подростков.

Эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений (Н. Холл). [4]

Предметом данного исследования выступает связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности в старшем подростковом возрасте.

Гипотеза предполагает существование связи эмоционального интеллекта и уровня развития коммуникативной компетентности у старших подростков.

Данная исследовательская работа посвящена изучению эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности у старших подростков.

Для исследования эмоционального интеллекта была выбрана диагностическая методика: тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (Эм Ин) — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.

Вторая выбранная методика исследования — «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха, в ней максимально представлен когнитивный компонент коммуникативной компетентности.

Под когнитивным компонентом понимается уровень ориентации в ситуациях вербального и невербального общения, способность осознания и понимания коммуникативной ситуации, способность субъекта коммуникации к рефлексии, а также понимание намерений, чувств, эмоций партнера по коммуникации с помощью наблюдения за вербальными и невербальными проявлениями.

Согласно представлениям автора методики, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости.

В тесте определяется количество компетентных реакций (зависимая, пассивная, компетентная, «на равных», уверенная, агрессивная, оказывающая давление).

Вопросы разделяются на 5 типов коммуникативных ситуаций с целью определения тенденций в общении.

Ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера, ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания, ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой, ситуации беседы, ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека).

Выводы

Развитие эмоционального интеллекта может помочь улучшить коммуникативные способности человека, способствует повышению уровня развития коммуникативной компетентности у старших подростков. Низкий уровень эмоционального интеллекта может приводить к проблемам в общении, так как старшие школьники не могут эффективно управлять своими эмоциями и не понимают эмоции других людей.

От умения ясно говорить о своих эмоциях частично зависит способность выражать эмоции вербально. В такой связи распознавание эмоций является неотъемлемым качеством успешной коммуникации.

Можно отметить, что чем выше будет уровень эмоционального интеллекта, тем лучше будет проявляться способность понимания собственных эмоций и эмоций других людей, а также тем выше будет способность управлять эмоциями. Сложности в вербализации своих чувств и эмоций могут негативно отразиться на попытках выстроить дружеские отношения с людьми. [3]

В настоящее время проблема связи, влияния и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального все больше вызывает к себе интерес.

Исследования взаимосвязей эмоционального интеллекта и уровня развития коммуникативных компетенций очень важны, так как позволят выявлять и прогнозировать риски в поведении подростков.

На основе полученных данных возможна разработка стратегий, тренингов, направленных на развитие навыков конструктивного взаимодействия и повышения уровня развития коммуникативной компетентности.

Мы можем отметить, что эмоциональный интеллект — это психическое свойство, которое формируется в ходе онтогенеза человека под влиянием факторов, обуславливающих уровень и специфические индивидуальные особенности [5].

Можно выделить группы таких факторов:

— когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

— представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации);

— особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. д.).

Достоверность результатов и выводов обоснована методологической точностью теоретических положений; комплексным подходом к решению поставленных задач; адекватным применением комплекса методик, соответствующих предмету, цели и гипотезе исследования; а также достаточностью выборки для обеспечения достоверных результатов; единством общенаучных и конкретно-научных методов исследования.

Литература:

  1. Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2008. — No 5. — С. 83–95.
  2. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml
  3. Каргинова Е. М. Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи. — Екатеринбург, 2017–75с.
  4. Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=412174.
  5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, коммуникативная компетентность, уровень развития, эмоция, когнитивный компонент, повышение уровня развития, подросток, ситуация.


Похожие статьи

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Связь учебной мотивации и школьной тревожности у младших школьников

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Похожие статьи

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Связь учебной мотивации и школьной тревожности у младших школьников

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Задать вопрос