В статье автор рассказывает об этапах создания электронной школьной газеты и анализирует, насколько важно предоставить детям возможность быть самостоятельными и инициативными в пределах школы.
Ключевые слова : электронная газета, индивидуальный проект, школа.
Идея создания газеты возникла у меня в начале сентября этого учебного года. Первой причиной стало стремление проверить свое желание стать журналистом. Также я остро чувствовала потребность в создании пространства, которое способствовало бы объединению учащихся нашей школы для общения, обсуждения различных идей. Я учусь в школе-интернате, в которой обучаются около 300 школьников. Особенностью нашей школы является то, что мы учимся и живем в школе. Между собой общаются не только одноклассники и ученики одной параллели, как это часто бывает в обычных школах, но и ребята разных классов, младшие школьники и старшеклассники. Мы участвуем в общих мероприятиях, посещаем одни и те же кружки и секции. Старшие ребята приходят в гости к малышам, проводят для них различные конкурсы, соревнования. Беседуя с учениками разных классов, я выяснила, что многим не хватает источника информации, который бы информировал всех о событиях в нашей школе, о том, что происходит в жизни ребят разных возрастов.
Поэтому темой моего итогового индивидуального проекта стало создание школьной газеты, цель которой — установление тесных социальных связей между учащимися и педагогами нашей школы [1], а также создание условий для раскрытия творческого потенциала и проявления инициативы подростков [2].
Первой задачей в ходе реализации проекта стало проведения опроса среди учащихся 5–11 классов. Необходимо было понять, насколько моим сверстникам интересна сама идея создания школьной газеты, смогу ли я найти единомышленников для воплощения своего проекта в жизнь. Реакция оказалась положительной. Большинство ребят проголосовало за создание газеты (78 %). Сразу же нашлись и единомышленники: учащиеся 8–11 классов.
Далее важно было определиться со способами распространения газеты. Классикой оставалась печатная версия, однако именно она нуждалась в большом количестве ресурсов: бумага, краски, время на оформление и печатание. Поэтому мы отказались от нее. Затем нам пришла идея о радиогазете, однако по техническим причинам это оказалось невозможным. Тогда, основываясь на том факте, что мы живем в бурном ритме коммуникаций и IT-технологий [4], мы решили, что самым удобным и простым способом реализации проекта является переход в цифровую среду — интернет платформы. Подобный формат газеты имеет ряд преимуществ, которые упрощают обмен информацией и ее распространение. Так, цифровое пространство обеспечивает быстрый доступ к публикации, редактированию и изучению материала, а также позволяет полностью погрузиться в информационную среду, так как это сопровождаемся мультимедийным, виртуальным и визуальным контентом.
Проведя опрос о предпочтениях школьников, мы получили следующие результаты: 55 % обучающих используют Telegram, 15 % — ВКонтакте, 25 % — сайты, 5 % получают новости от родителей. Полученные данные приведены на рисунке 1. Таким образом, для публикации газеты были выбраны сайт и Telegram, которые школьники могут открывать в любую минуту для получения новостей.
Рис. 1. Предпочитаемый канал получения информации
Одним из самых важных этапов в создании проекта была разработка названия и логотипа. Обучаясь в школе — интернате МИД России, мы сразу поняли, что название газеты должно быть связано с названием учебного заведения, поэтому за основу мы взяли аббревиатуру «МИД», однако так оставлять нельзя. Тогда к нам пришла идея показать связь газеты и читателя через добавление к «МИД» личного местоимения «Я». В итоге, было получено яркое и понятное название для газеты — «МИДиЯ».
Следующая задача — создание логотипа. Перечитав слитно название газеты, мы осознали, что оно созвучно с обитателем морских вод. Тогда и родилась задумка, чтобы за логотип нашего издания взять очертания моллюска.
Таким образом, 5 октября 2022 года были созданы телеграмм-канал и сайт электронной газеты «МИДиЯ» (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Телеграм-канал газеты «МИДиЯ»
Рис. 3. Сайт газеты «МИДиЯ»
Что мы освещаем в газете, и какие рубрики существуют?
Изучив запросы наших будущих читателей, мы решили, что в основном будем занимаемся поиском, написанием и публикацией статей о культурных событиях, деятелях искусства, спортивных мероприятий, жизни школы. В телеграмме мы также поздравляем наших учителей с днями рождения и устраиваем интерактивные опросы среди подписчиков, которых на данный момент насчитывается уже более 200 человек. Они активно участвуют в развитии нашей газеты, предлагая новые темы для обсуждения и идеи для будущих статей. Примером такого взаимодействия стала предложенная нашими читателями новая рубрика «Разговоры по душам», благодаря которой учащиеся могут узнать интересные факты о жизни педагогов нашей школы и задать актуальные вопросы своим учителям.
Со временем мы пришли к выводу, что наша «МИДиЯ» выросла и стала больше, чем просто электронная газета. Она стала платформой, которая позволяет ребятам проявить не только творческие, но и организаторские способности. Так, например, в декабре мы успешно провели игру «Тайный Санта», а также организовали зажигательную и запоминающуюся дискотеку в стенах нашей школы. Результаты этих мероприятий и работы проекта в целом можно посмотреть на сайте «МИДиЯ»: http://mid.gazeta.tilda.ws.
Мы увидели, что участие обучающихся в организации подобных мероприятий способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях [3].
Однако на этом наша работа не заканчивается, впереди у нас еще много идей, которые мы хотим воплотить в жизнь. Кроме того, мы надеемся, что в нашу уже большую команду присоединятся новые яркие ребята, которым интересна журналистика, медиакоммуникации, а также которые хотят сделать жизнь в школе более насыщенной и интересной и привнесут в наш проект еще больше красок!
«МИДиЯ» — это не только газета, но и дружное сообщество единомышленников, претворяющее мечты детей в реальность.
Литература:
- А. В. Фёдоров, И. В. Челышев «Медиаобразование в России: Краткая история развития», Таганрог, 2002.
- «Медиаграмотность в школе: цели и задачи» из книги «Медиа и информационная грамотность — пособие для учителей» https://xn----7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/mediagramotnost-v-shkole-celi-i-zadachi/
- Корозникова А. А. Развитие школьного ученического самоуправления // Вестник Костромского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 230–233.
- Коллектив авторов — «Высшая Школа Экономики (ВШЭ)» «Мультимедийная журналистика», 2017